Жебелёв Сергей Александрович (1867–1941) – филолог-классик, антиковед.

Окончил Вторую Санкт-Петербургскую гимназию (1886) и историко-филологический факультет Петербургского университета (1890). В 1898 г. защитил магистерскую диссертацию («Из истории Афин, 229-31 гг. до Р. Х.»), в 1903 г. докторскую («ΑΧΑΙΚΑ. В области древностей провинции Ахаии»). С 1891 г. занимал различные должности в Петербургском университете, с 1899 г. приват-доцент, с 1904 г. – экстраординарный профессор историко-филологического факультета, с 1913 г. ординарный профессор, затем до 1927 г. профессор ФОН и Ямфака. В 1918-1919 г. был деканом факультета и ректором университета. С 1914 г. – член-корреспондент Петербургской АН, с 1927 – действительный член АН СССР.

С 1919 г. действительный членом ГАИМК. С 1891 г. преподавал в различных высших учебных заведениях Петербурга – Петрограда. В 1933 г. вернулся в ЛГУ, читал лекции в ЛИФЛИ. Скончался во время блокады Ленинграда.

Научные взгляды Жебелёва сформировались под влиянием школы Ф. Ф. Соколова. Еще студентом он, вместе с М. И. Ростовцевым и Я. С. Смирновым основал кружок «фактопоклонников», или сторонников «вещной античности», опиравшейся на изучение археологических данных и памятников искусства. В разработке сюжетов аттической и причерноморской истории опирался прежде всего на эпиграфический материал и данные археологических раскопок. Во второй половине жизни также занимался переводами на русский язык.

В 1927-1931 году подвергался политической травле, частью которой было увольнение из ЛГУ. В 1932 г. опубликовал статью «Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре» (неоднократно затем перепечатанную), в которой при помощи натянутой и крайне уязвимой с научной точки зрения интерпретации декрета в честь Диофанта (II в. до н.э.) был сделан вывод о том, что на Боспоре произошло восстание под предводительством скифа Савмака, выступившего против боспорского царя Перисада. В контексте первой половины 1930-х гг. эта трактовка надписи однозначно подтверждала тезис Сталина о «революции рабов», упомянутой им на съезде колхозников-ударников в 1933 г. После смерти Жебелёва в 1941 г. это восстание трактовалось как пример отражения скифами – исконными жителями страны – вторжения захватчиков-греков. Интерпретация Жебелёва была оспорена, среди прочих, в СССР А. С. Коцеваловым (1937) и С. Я. Лурье (1948), за границей М. И. Ростовцевым (1940), но оставалась общепринятой в советской науке вплоть до конца 1980-х.

Автор более 250 печатных работ. В 1920-30-е гг. работа С. А. Жебелёва, одного из немногих ученых старой формации, включившихся в деятельность раннесоветских научных организаций сыграла важнейшую роль в сохранении традиционной науки, ориентированной на источниковедческие и филологические методы в противовес узко социологическим. Важными для истории религии считаются раздел о жречестве и праздниках императорского культа в провинции Ахайе из докторской диссертации, работы «Религиозное врачевание в древней Греции», также некоторые вопросы античной религии затронуты в других работах, посвященный античной истории и культуре. Для научного изучения раннехристианской литературы в СССР важны два изданных Жебелёвым реферата, посвященных евангелиям и посланиям Павла, в которых излагалась и популяризировалась критическая позиция западной науки.