Васильев Василий Павлович (1818–1900) – синолог, буддолог, санскритолог. Выпускник восточного отделения филологического факультета Казанского университета по кафедре монгольского языка, ученик известного российского монголоведа профессора Г.М. Ковалевского. После окончания ему было предложено отправиться в Пекин вместе с Русской духовной миссией для изучения местных языков. Приняв это предложение, Васильев начал изучать буддизма по монгольским источникам. В 1937 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Дух буддистского сочинения «Хутухту Декгеду Алтан Герельту Судур-ногодун Эркету Хаган», посвященную популярной в буддизме махаяны «Сутре Золотого блеска». В 1839 г. защитив диссертацию «Об основаниях буддистской философии», стал первым в России магистром монгольской словесности. В период 1840-1850 гг. проживал в Пекине в составе Русской духовной миссии, где по заданию Министерства народного просвещения изучал тибетский, китайский и санскрит, занимался сбором данных по истории, географии, культуре народов Китая и восточной Азии, исследовал буддизм в Китае, Тибете и Индии, перевел на русский весь канон буддистского писания, извлечения из громадного количества китайских и тибетских книг догматического, философского и исторического содержания (многие из которых впоследствии погибли не были опубликованы). По возвращению в Россию был назначен на должность ординарного профессора по кафедре китайской и маньчжурской словесности Казанского университета. С 1852 г. является действительным членом Русского Географического общества, с 1857 г. – членом-сотрудником Русского Археологического общества, с 1862 г. по 1868 г. состоял драгоманом VI и V классов по Азиатскому департаменту Министерства иностранных дел. В 1855 г. в связи с преобразованием Отделения восточных языков при Петербургском университете в Восточный факультет переведен туда на должность ординарного профессора. В 1863 г. защитил докторскую диссертацию «Сведения о маньчжурах во времена Юань и Мин» на звание доктор восточной словесности. С 1878 по 1893 гг. – бессменный декан Восточного факультета. В 1866 г. за признанные ориенталистами всего мира заслуги избран член-корреспондентом Российской Академии наук, в 1886 г. – ее действительным членом.
В годы пребывания в Пекине В.П. Васильев подготовил многотомный труд «Буддизм. Его догматы, история и литература», из которого по возвращению в Россию была опубликована лишь часть - «Общее обозрение» и «История буддизма в Индии». К числу наиболее крупных работ по истории религии в его петербургский период относятся «Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм», неопубликованный «Комментарий к Махавъютпатти – alias – Буддистский терминологический лексикон»,
который содержал толкование 9565 буддистских терминов из Махавъютпатти, неопубликованная рукопись «История буддизма в Тибете»
Место В.П. Васильева в отечественной буддологии определяется тем фактом, что он первым поставил вопрос о необходимости выработки категориального аппарата для описания буддистского духовного опыта и тщательном отборе понятий и терминов, заимствованных для этого из европейских языков, впервые в истории отечественной науки о религии предпринял попытку систематического изложения истории буддисткой мысли, обосновывал принципы изучения буддизма в его историческом развитии на основе канонических и экзегетических сочинений на китайском и тибетском языке.