Токарский Ардалион Ардалионович (1859–1901) – российский психиатр, один из основоположников экспериментальной психологии в России.
А. А. Токарский родился в Саратовской губернии в слободе Баланда (ныне Калининск), в 1880 г. закончил Первую Саратовскую гимназию и поступил в Дерптский (Тартуский) университет, в 1881-1885 гг. учился на медицинском факультете Императорского Московского университета. После успешного окончания проходил ординатуру в психиатрической клинике Московского университета, с 1889-1892 гг. был на стажировке в Германии и Франции у крупнейших европейских врачей и психологов того времени – Г. Гельмгольца, В. Вундта, Ж. М. Шарко и И. Бернхейма. В 1893 Токарский стал доктором медицины, защитив диссертацию «Мерячение и болезнь судорожных подергиваний». С 1895 г. приват-доцент медицинского факультета и глава лаборатории нервных и душевных болезней при Московском университете. Токарский входил в редколлегию журнала «Вопросы философии и психологии», был одним из организаторов Московского общества невропатологов и психиатров и членом Московского общества психологов, возглавить которое ему помешала ранняя смерть от туберкулеза в 1901 г.
Токарский активно занимался исследованием гипноза и внушения, столь популярными в психиатрии того времени, чему и была посвящена его работа 1888 г. «Гипнотизм и внушение», изданная сначала в журнале «Архив психиатрии, неврологии и судебной психопатологии», а затем отдельной книгой. Эта работа молодого психиатра привлекла внимание, и Токарский был приглашен в г. Кяхта в Бурятии для проведения лечебных гипнотических сеансов. Во время поездки по сибирской глуши он собрал ценные материалы для исследования мерячества, позднее известного как полярная или арктическая болезнь, которые легли в основу будущей диссертации Токарского. В этой же поездке он наблюдал и «обряд со стрелой», описание которого под заглавием «Заклинание со стрелой тибетских лам» Токарский опубликовал в 1894 г. в журнале «Вопросы философии и психологии». В статье «Происхождение и развитие нравственных чувств» также опубликованной в «Вопросах философии и психологии» в 1895 г. Токарский утверждал, что религиозное чувство, как и нравственное, возникло из окружавшей человека природы. Фактически, Токарский указал на эмпатию как основу морали, и в этом значительно опередил свое время.