Струве Василий Васильевич (1889–1965) – российский востоковед (египтолог, ассириолог) и историк древнего мира. В 1907-1912 гг. учился на историческом отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета у Б.А.Тураева. Изучал классические языки и египтологию. В 1912 г. был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913-1914 гг. находился на стажировке в Берлине у египтолога А.Эрмана. В 1915-1920 гг. – приват-доцент университета, с 1920 г. – профессор Петроградского университета (затем ЛГУ). В 1918-1933 гг. заведовал Отделом Древнего Востока Эрмитажа. С 1919 г. изучал семитские языки (древнееврейский, финикийский и угаритский) у П.К.Коковцова. В 1928 г. защитил кандидатскую диссертацию о Манефоне и египетской хронологии. С начала 1930-х гг. изучал с П.К.Коковцовым аккадский язык, шумерский изучил самостоятельно. В 1934 г. присвоена докторская степень по совокупности заслуг (прежде всего, за издание Московского математического папируса из коллекции В.С.Голенищева). В 1935 г. Струве избран действительным членом Академии наук СССР. В 1934-1941 гг. – директор Института этнографии АН СССР. В 1941-1950 гг. – директор Института востоковедения АН СССР. С 1952 г. – заведующий кафедрой истории стран Древнего Востока Восточного факультета ЛГУ. С 1963 г. – главный редактор журнала “Вестник древней истории”. В.В. Струве был членом Комитета международной ассоциации египтологии (Копенгаген, с 1947), почетным членом Пражской Академии наук, членом Института египтологии Карлова университета в Праге, член-корр. Германского археологического общества, член-корр. Международного общества по истории науки. За научную и общественную деятельность В.В.Струве был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени

Основные научные достижения Струве в 1920-1940-е гг. связаны с историей математики и бухгалтерской отчетности. Однако широкую известность и авторитет принесли ему статьи и выступления 1933-34 гг., в которых он сформулировал теорию пяти общественно-экономических формаций и предложил считать общества древнего мира относящимися к рабовладельческой формации. Теория Струве была закреплена в “Кратком курсе истории ВКП(б)” (1938) и в его учебнике “История древнего Востока” (1941). В последние десятилетия своей жизни Струве занимался историей Шумера в Раннединастический период.

Религия и общество

В области истории религий древнего Востока Струве выдвинул несколько оригинальных гипотез. В частности, он разделил религии древнего Востока по критерию наличия или отсутствия представлений о посмертном воздаянии. В зависимости от этого определяется социальный оптимизм или социальный пессимизм религиозного мировоззрения. В Египте при наличии стабильной государственности преобладал социальный оптимизм, что приводило к упованию на иную жизнь и к отсутствию требований социальной справедливости в этой жизни. Напротив, в переходные и кризисные периоды представления об ином мире уступали место социальным движениям за улучшение жизни низших слоев общества. В Вавилоне же социальный пессимизм был явлением постоянным и восстаний не вызывал. Египетская пророческая литература рассматривалась им в контексте социальных потрясений, из которых население не видело выхода, вследствие чего даже монархи обращались к храмовым пророкам с целью узнать будущее страны.  Струве также высказал ценные наблюдения, касающиеся типологии “богини-девы” в культурах древнего Ближнего Востока и древнего Египта. В статье о предсказаниях будущего у шумеров Струве указал на существование в составе старошумерской царской надписи сообщений о гадателях по стрелам. Большую ценность представляет и статья о ритуале передачи имущества в Шумере. В своем учебнике по истории древнего Востока Струве отводит религии значительное место. Однако он представляет религиозные тексты древнего Востока как прототипы священных писаний христианской традиции или рассматривает их в сравнении с сообщениями античных авторов. Так, в вавилонской религии Струве находит и троицу, и даже самого Христа. Между тем, вавилонская астролатрия возникла, по его мнению, только для того, чтобы каким-то образом помочь господствующему классу регулировать подачу воды на поля, а вавилонская религия в целом отличается примитивностью, поскольку боги почитаются в образах животных (неправомерная аналогия с Египтом). Изданные Струве египетские памятники также содержат большой и разнообразный материал в области истории религии. Однако в своем анализе этих памятников он не был оригинальным исследователем, опираясь по преимуществу на мнения В.С.Голенищева и А.Эрмана о египетском заупокойном культе. Струве также внес вклад в изучение религии древнего Ирана. Он первым понял антидэвовскую надпись Ксеркса как призыв к уничтожению не чужеземных (как полагали ранее), а местных племенных богов, что свидетельствовало о постепенном переходе к почитанию Ахурамазды как единого бога. Известна и его интерпретация угаритского сказания о рождении богов, в котором бог Эл вступает в брак с двумя своими дочерьми, и от этого брака рождаются «боги благие и прекрасные», ставшие родоначальниками племен, основавших Угарит. Струве сопоставляет угаритский текст с библейским рассказом о праведном Лоте и его дочерях и открывает ценный источник для реконструкции библейской мифологии.