Строев Павел Михайлович (1796–1876) – русский историк, археограф и библиограф.
Учился в Московском университете на отделении словесности (1813—1816). В 1816 г. не кончив курса, поступил на службу в архив министерства иностранных дел, где принимал участие в издании «Собрания государственных грамот и договоров». В это же время совершал поездки в подмосковные монастыри в поисках древних рукописей. Им были обнаружены Изборник Святослава 1073 г., «Слово о законе и благодати и похвала кагану нашему Владимиру» митрополита Иллариона (XI в.), сочинения Кирилла Туровского (XII в.) Судебник великого князя Иоанна III (1479), определения московского собора 1503 г. и др.
В 1815 г. – издатель журнала «Современный наблюдатель российской словесности». В 1828–1834 возглавил археографическую экспедицию, организованную Академией Наук. Он составил программу систематического собирания, описания и издания рукописных памятников старины. В результате обследования монастырских библиотек и архивов государственных учреждений было обнаружено несколько тысяч важных юридических грамот и актов, рукописных и старопечатных книг, относящихся к XIII-XVII вв. и представляющих огромную историческую и культурную ценность. Составил указатель к Полному собранию русских летописей и подготовил «Список иерархов и настоятелей монастырей российской церкви» (1877).
Член-корреспондент (1826), адъюнкт Отделения русского языка и словесности (1841), экстраординарный академик (1847), ординарный академик – Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1849).
В ранней работе «Краткое обозрение мифологии славян российских» (1815) Строев сокрушался о том, что никто еще до сих пор не старался описать славянскую мифологию «образом ученым». Он критиковал своих предшественников за недобросовестное отношение к источникам, за введение в оборот недостоверной и вымышленной информации: «Ломоносов писал, основываясь на всеобщем мнении, Емин взял у Ломоносова, а князь Щербатов списывал у того и другого». Они думали, что у славян непременно долженствовало быть ни больше, ни меньше богов, сколько было их у греков и римлян, и для этого, – указывал Строев, – они старались заменить вымышленными, на словопроизводстве основанными именами тех богов, о коих не находили никаких известий». Он считал, что мы имеем «весьма слабое понятие о баснословии славян. Немногие известия дошли до нас чрез историков иностранных, а собственные наши летописи почти ничего не сохранили… монахи старались умалчивать об обрядах языческих… остается только прибегнуть к народным преданиям, песням и сказкам». Он подчеркивал значимость этнографических исследований, описания крестьянских обрядов и традиций для реконструкции древних обычаев и верований.