Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879) – историк, исследователь истории России.
Окончил историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета (1842). В 1842-1844 гг. уехал заграницу в качестве домашнего учителя в семье графа С. Г. Строганова, благодаря чему смог посещать лекции в Парижском, Берлинском и Гейдельбергском университетах.
В 1845г. защитил магистерскую диссертацию «Об отношениях Новгорода к Московским великим князьям», в 1847 г. защитил докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома».
Экстраординарный профессор кафедры российской истории историко-филологического отделения философского факультета (1847–1850). Ординарный профессор кафедры российской истории/русской истории (1850–1870), декан (1855–1869) историко-филологического факультета. Член Комитета по подготовке празднования 100-летия Московского университета.
На посту ректора Московского университета (1871–1877) способствовал открытию при университете Высших женских курсов и созданию Хирургического, Юридического и Медицинского обществ. В 1876 г., в числе 35 профессоров университета, подписал Открытое письмо против позиции проф. Н.А.Любимова о реформе российских университетов. Поскольку министерство народного просвещения поддержало позицию Любимова, Соловьёв был вынужден подать в отставку с поста ректора.
Заслуженный профессор Московского университета (1859). Почётный член Московского университета (1878). Председатель Общества истории древностей российских (1879). Член-корреспондент (1864), действительный член Санкт-Петербургской Академии наук (1872) по отделению русского языка и словесности (русская история). Директор Оружейной палаты (1877–1879).
С. М. Соловьев полагал, что религия является вершиной общественной жизни, поэтому религиозная культура того или иного периода русской истории описывается в каждой главе его фундаментального труда «История России с древнейших времен». Он считал, что роль религии повышается в кризисные или переломные периоды, а степень ее влияния на другие сферы культуры заметно усиливается. В частности, он значительное влияние христианства в начальный период его проникновения на Русь: не только на систему государственного управления, но и на правовую, семейную, бытовую и нравственную культуру. Таким образом, по его мнению, новая религия обеспечила прогрессивную эволюцию древнерусского общества во всех основных направлениях в период раздробленности (2-я половина XI – середина XIII вв.), когда православное духовенство принимало активное участие в политических событиях, в примирениях князей, в утешении народных восстаний. Отдельное внимание он уделил расколу XVI в. и старообрядчеству. Обращаясь к истории старообрядчества, отступил от утверждения о наличии у «народа» преобразовательных стремлений в проправительственном духе. Он констатировал, что на практике понимание необходимости реформ было присуще далеко не всем. Соловьев считал, что раскол можно было предотвратить с помощью знаний, науки. Противоцерковное движение, по его убеждению, не возникло бы, если бы пастыри церкви осознавали «законность перемен», если бы могли объяснить пастве, что «новизны» являются возвращением к истинным древним канонам.