Смирнов Александр Васильевич (1857–1933) – историк религии и православный богослов.

Окончил Симбирскую духовную семинарию (1879 год); по окончании Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия (1884) был рукоположен в сан священника; протоиерей (1896).

В 1888 г. защитил диссертацию «Книга Еноха» и получил степени магистра богословия. Степень доктора богословия получил за диссертацию «Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа» (1900). Занимался изучением и переводом ветхозаветных апокрифов (Книга Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов и т.д.)

Доцент (1891), профессор (1896-1912) Казанской духовной академии: настоятель университетской церкви.

Депутат IV Государственной Думы от Казанской губернии (1912). В составе Временного правительства был товарищем прокурора Синода.

Профессор кафедры православного богословия (1915-1918) и настоятель Петропавловского храма Санкт-Петербургского Императорского университета.

В конце мая 1918 г переехал в Самару и уже с 1 октября 1918 года окончательно вышел в отставку.

Во введении к своей книге «Курс по истории религий», изданной по решению историко-филологического факультета Казанского университета в 1908 г., писал, что причина, почему религии, исповедуемые различными народами не были ранее предметом изучения, заключается в «религиозной нетерпимости» по отношению ко всем нехристианским религиям. Он отмечал: «Религиозная истина может быть только одна, и она во всей полноте выражена в христианстве; все прочие религии, особенно языческие, представляют собой грубое суеверие, которое менее всего достойно научного изучения: вот какою точкою зрения руководились тогда. Изучение ложных религий казалось чем-то греховным, какой-то изменою христианству; здесь видели даже опасность для слабых и неустойчивых душ, которые могут, дескать, увлечься гибельною ложью язычества»( Курс истории религии. Казань, 1908. С. 1).

В противовес существовавшей в православном богословии во второй половине XIX в. официальная точке зрения, что первоначальной формой религии было поклонение единому Богу, которое деградировало и превратилось в языческие верования, которые существовали до тех пор, пока не произошло возвращение к утраченной вере, благодаря божественному Откровению (Курявцев-Платонов В.Д.О единобожии, как первоначальном виде религии рода человеческого // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1857. ч. XVI. Кн. 3. С. 328-416; Хрисанф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Т. 1-2. СПб, 1873-1875; Иноземцев Л. Единобожие как первоначальная форма религии. М., 1881). В. А. Смирнов не только излагал анимистическую теорию происхождения религии Э. Тайлора, но и довольно осторожно высказывался по поводу этого общепринятого в богословских кругах мнения о существовании у «некультурных племен» «единого высшего существа», называя это представление «туманным» и говоря, что «исходя из чисто научных соображений» едва ли возможно видеть в нем остаток «первобытных более чистых понятий» о высшем безграничном существе»( Курс истории религии. Казань, 1908. С. 8). Описывая христианство, Смирнов не ограничился православием и написал параграф о католицизме и основных направлениях протестантизма; а во введении ко всему разделу «Христианство», он привел большие цитаты из сочинений Д. Штрауса и Э. Ренана об историческом значении христианства, указывая, что даже те, кто совершенно утратили веру в Христа, признают важнейшую роль христианства и его основателя для истории человечества.