Шилейко Владимир (Вольдемар-Георг-Анна-Мария) Казимирович (1891–1930) – российский востоковед (ассириолог и семитолог), переводчик, поэт.

Ученик П.К.Коковцова, Б.А.Тураева и М.В.Никольского. В 1909-1914 гг. был студентом факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета, но был исключен как не внесший плату за два учебных года. В 1913-1918 гг. состоял сотрудником Эрмитажа (до 1918 г. – внештатным). С 1916 г. - член-корреспондент Московского археологического общества; в том же году награжден серебряной медалью Российского археологического общества за монографию «Вотивные надписи шумерийских правителей» (1915).

Член коллегии по делам музеев и членом археологической комиссии в 1918 г. В 1919-1929 гг. – преподаватель, затем профессор (1922-1929) археологического отделения факультета общественных наук Ленинградского университета. В 1924-1930 гг. – зав. ассирийским подотделом Отдела классического Востока Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина). С 1927 г. член Общества по изучению древнего Востока (Altorientalische Gesellschaft).

Похоронен на Введенском кладбище г. Москвы.

Известен как выдающийся издатель и интерпретатор месопотамских, хеттских и южносемитских хозяйственных документов и царских надписей, внесший значительный вклад в решение многих проблем хронологии и политической истории ранних обществ древней Месопотамии. Не менее значительны его достижения как переводчика и литературоведа. Впервые в России стал переводить аккадские литературные тексты с оригинала и стихотворным размером («Нисхождение Иштар в преисподнюю», «Этана», «Повесть о невинном страдальце», фрагменты эпоса о Гильгамеше, заговоры и молитвы). Известны также его переводы исторических и литературных текстов с шумерского языка («Цилиндр А» Гудеа, конусы Урукагины).

Был незаурядным поэтом. Он публиковался в литературных журналах до 1919 г., но продолжал писать стихи до конца жизни.

В области религиоведения известен как исследователь месопотамских заговоров, молитв, календарных и гадательных текстов. Он установил связь аподосисов астрологических текстов с эпосом Энума элиш, изучил несколько периодов культа бога плодородия Думузи-Таммуза, обратив внимание на связь этих периодов с обрядом выпускания птиц и представлениями об искуплении. Открыл иерархичность представлений о луне и солнце на древнем Ближнем Востоке. Он интерпретировал образ Гильгамеша как страстотерпца, странника и паломника, и тем самым открыл прототип паломнической литературы Ближнего Востока, возникший задолго до христианства.