Шапшал Серая Мордехаевич (Сергей Маркович) (Хаджи Серая Хан Шапшал) (1873–1961) – филолог, гахам (глава караимской религиозной общины).
Окончив гимназию Санкт-Петербурге в 1894, поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков. По окончании курса в 1899 был оставлен при университете для продолжения профессиональной подготовки.
В 1901-1908 г. по представлению Министерства иностранных дел был направлен в Иран, где занимался преподаванием русского языка и общеобразовательных предметов. Давал уроки юному принцу Мохаммеду-Али (из династии Каджаров), ставшему в 1909 г. на короткое время персидским шахом.
По возвращении из Ирана служил в Министерстве иностранных дел, в качестве переводчика с восточных языков; преподавал в Петербургском университете на факультете восточных языков на кафедре турецко-татарской словесности (1909–1916). В 1915 году избран на пост гахама Таврического и Одесского Караимского духовного правления (Евпатория). С 1920 г. находился в Турции
В 1928 г. переезжает в Вильнюс, где был избран гахамом караимов Литвы и Польши (1927-1939 гг.); подписал отречение в 1940 г. (после прихода Советской власти). В 1939 г. Шапшал, используя связи среди русской общины в Германии, обратился в расовое бюро министерства внутренних дел нацистской Германии с просьбой об изучении вопроса о тюркском (а не семитском) происхождении караимов. Привлеченные эксперты поддержали мнение Шапшала и тем самым спасли караимов, проживающих в Восточной Европе от геноцида.
В 1945 г. вновь отрекся от поста гахана, обратившись с соответствующим заявлением к Уполномоченному по делам религиозных культов при Совете Министров Литовской ССР. Работал научным сотрудником Института истории Литовской Академии наук. Доктор филологических наук, профессор. Занимался тюркскими языками, археологией, нумизматикой, историей, фольклором и литературой караимов. Им написано около ста работ на русском, польском, татарском языках. Собрал уникальную коллекцию караимских документов, предметов декоративно-прикладного искусства. Был инициатором создания в Новых Троках (Тракае, Литва) музея истории и культуры караимов.
Был сторонником точки зрения о нееврейском (тюркском) происхождении караимов, являлся создателем доктрины «деиудаизации» и «милитаризации» истории крымских и литовских караимов.