Рейснер Михаил Андреевич (1868–1928) – российский правовед, социопсихолог, публицист, социолог религии.

Выпускник Варшавского университета (1892 г.), ученик профессоров А.Л. Блока и Е.Н. Трубецкого. В 1898 – 1903 гг. занимал должность экстраординарного профессора на кафедре политической экономии и статистики, а затем на кафедре государственного права юридического факультета Томского Императорского университета, где совмещал педагогическую и общественную деятельность с научно-исследовательской работой. В центре последней был вопрос о соотношении норм права, морали и религии, а также проблемы государственно-церковных отношений – «религиозной полиции» в России и западно-европейских странах. Результаты исследования, которые должны были составить диссертацию на тему об отношении государства к верующей личности, были им опубликованы в ряде работ, в которых он дал развернутую характеристику связи права, морали и религии в российском законодательстве, исследовал понятия свободы совести и свободы религиозного исповедания (считал их неразрывно связанными, т.к. этическое начало свободы совести, по его мнению, неизбежно требует юридического принципа свободы религиозного исповедания), а также состояние веротерпимости в прошлом и настоящем на основе действующего права в Европе и России. 

В 1901-1902 гг. совершил командировку за границу, где увлекся марксизмом и написал работу «Общественное благо и абсолютное государство».  В 1904-1907 гг. жил в Европе, возглавлял Парижскую высшую школу социальных наук. После возращения в Россию стал преподавать в Санкт-Петербургском университете в качестве приват-доцента по кафедре истории политических учений, был избран профессором Высших женских курсов и юридического факультета Психоневрологического института.

После революционных потрясений 1917 г. принимал активное участие в общественно-политической жизни: заведовал Отделом законодательных предположений и кодификаций Народного комиссариата юстиции, участвовал в разработке первой Советской конституции 1918 г., стал автором Декрета об отделении церкви от государства. В 1918 г. был одним из инициаторов создания Социалистической академии общественных наук (позднее переименованной в Коммунистическую академию), где читал антирелигиозные лекции, возглавлял Кабинет по изучению религии и религиозной идеологии и руководил кружком социальной психологии. В этот период в центре его внимания была, с одной стороны, религия как общественное явление, имеющее классовую сущность, с последующим редуцированием религии к магии, а магии к хозяйственной деятельности, с другой стороны – под влиянием идей фрейдизма отмечал важность в религии индивидуальных переживаний религиозного субъекта, формирующихся на основе полового влечения.

Оставил после себя обширное литературное и научное наследие, которое остается не изученным до настоящего времени.