Радлов Василий Васильевич (1837–1918) – востоковед-тюрколог, этнограф, археолог, музеевед немецкого происхождения.
С 1854 по 1858 гг. учился в Берлинском университете. Немаловажную роль в формировании научных взглядов Радлова сыграл известный историк и географ Карл Риттер. Он также слушал в Берлине лекции основоположника сравнительного языкознания Ф. Боппа, а в Галле – знаменитого фонетиста и индоевропеиста А. Потта. Однако решающее влияние на Радлова оказал востоковед Вильгельм Шотт, у которого он брал уроки восточных языков (монгольский, татарский, маньчжурский, китайский). В. Шотт имел тесные связи с русскими учеными, участвовавшими в Берлине в создании специального периодического издания, знакомившего западный мир с достижениями российских ученых (ِArchiv zur Wissenschftlichen Kunde von Russland). В результате после защиты в Йенском университете в 1858 г. диссертации «О влиянии религии на народы Азии» и получения звания профессора, он уезжает в Россию.
В Петербурге ему обещают участие в экспедиции Русского географического общества на Амур для изучения тунгусских народов, но поехать в эту экспедицию ему не удается. Однако Радлову предлагают занять должность преподавателя немецкого и латинского языков в Барнаульском горном училище с возможностью во время летних отпусков совершать экспедиционные поездки по Алтайскому краю. Переезд в Барнаул знаменует важный период в научной деятельности Радлова, так называемый Алтайский период (1859-1871). Научная работа в Алтайском крае включает изучение языков местного тюркоязычного населения, собрание фольклора, знакомство с историей и бытом. Своим учителем алтайского языка Радлов считал коренного алтайца Якова Тонжана.
В первом путешествии по Алтаю в 1860 г. Радлова интересовал материал по этнографии, языку, фольклору алтайцев, однако удалось собрать также сведения о торговых связях монголов с русскими. Его экспедиции стали источником сведений о жизни коренных жителей Сибири, Средней Азии и Казахстана – окраин Российской империи.
В результате Радлов стал лингвистом-тюркологом, положив начало новому этапу в развитии тюркологии.
В 1871 г. он направляется в Санкт-Петербург для выяснения своей дальнейшей судьбы и по дороге останавливается в Казани, где получает приглашение занять место инспектора татарских, башкирских и киргизских мусульманских школ Казанского учебного округа. Инициатива исходит от Н. И. Ильминского, который на тот момент находится на должности профессора турецко-татарского языка в Казанском университете. В Казани он выступает с инициативой создания для туземцев популярно-научной литературы на их языке, которая сначала воспринимается с опасением как в миссионерских кругах, так и среди деятелей министерства народного просвещения. Тем не менее ему удается отчасти достичь поставленной цели. Его книга «Билиг» (Знание) имела большое влияние на татарскую литературу и язык.
После возвращения в Петербург в 1884 г. Радлов избирается ординарным академиком Императорской Академии наук по части истории и древностей азиатских народов, занимает пост директора Азиатского музея (1885-1890), а затем директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (1894-1918). С 1908 по 1918 г. он был председателем правления Общества изучения Сибири и улучшения ее быта.
В Петербурге он продолжал работу по изучению тюркских языков и культур, совершил поездку в Крым (1886) для изучения языка крымских татар, а в 1887 г. – в Литву и Волынь для изучения языка караимов.
Важной инициативой Радлова было создание международной организации для объединения усилий востоковедов с целью изучения и издания новых материалов, которую он впервые озвучил на XII конгрессе ориенталистов в Риме в октябре 1899 г. Эта инициатива увенчалась новыми открытиями в различных областях востоковедения.
Безусловной заслугой Радлова является также обстоятельное изучение, перевод и издание памятника древнеуйгурской литературы XI в. – «Кутадгу билиг» (Благодатное знание) Юсуфа Баласагуни. Изучение истории уйгурского народа нашло выражение в труде Радлова «К вопросу об уйгурах» (1893).