Позднеев Алексей Матвеевич (1851‒1920) – российский востоковед-монголовед, религиовед, этнограф, фольклорист, литературовед, путешественник.
Получил образование в Орловской духовной семинарии (1872) и в Санкт-Петербургском университете на факультете восточных языков.
С 1881 г. ‒ профессор Санкт-Петербургского университета, в 1899-1903 гг. первый директор Восточного института во Владивостоке, с 1903 г. член Совета министра народного просвещения.
По окончании Восточного факультета Санкт-Петербургского университета в 1876 г. принял участие в своей первой экспедиции в Монголию и Китай, в ходе которой им были собраны для библиотеки восточного факультета монгольские рукописи и печатные издания, а также заложил основы своей богатой коллекции буддийского искусства. Сделанные в ходе путешествия дневниковые записи впоследствии легли в основу нескольких монографий, включая «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями последнего к народу», которые были удостоены специальной награды Императорского русского географического общества. Данная работа да сих пор не утратила своей научной значимости, т.к. является ценным историческим источником ‒ подробным описанием буддийской сангхи в XIX в. с точки зрения социально-экономических и идеологических аспектов ее жизнедеятельности, а также внесла большой вклад в теорию и методологию монголоведения – в ней было сформулировано положение о том, что изучение буддизма является ключом к изучению жизни монгольского народа, а также обозначены методы такого изучения: наблюдение, интервьюирование, сбор и исследование письменных источников.
В другой его работе «Монголия и монголы» были заложены основы современного научного монголоведения. В ее основу лег дневник второго путешествия 1892-1893 гг. по южной и юго-восточной Монголии. Издание задумывалась как фундаментальное иллюстрированное энциклопедическое в шести томах, содержащее редкие и малоизвестные на тот момент сведения обо всех сферах жизни народов Китая и Монголии, включая этнографию, экономику, религию (описание храмов, святилищ, кладбищ, нравов, преданий и обычаев). В свет вышли только два из них, в которых автор продолжил свое исследование буддизма и дал описание внутреннего и внешнего вида, а также организации крупнейших монастырей Монголии.
В его опубликованных лекциях по истории монгольской литературы особое место занимает раздел, посвященный тибетскому буддийскому канону – Ганджуру, один полный экземпляр которого ему удалось приобрести для библиотеки восточного факультета в 1891 г.
Общий объем его научного наследия по истории, этнографии, буддизму и литературе монгольских народов, составляет около 400 печатных листов, включая 17 монографий.