Новицкий Григорий Ильич (ум. ок. 1720) – украинский казак, этнограф.

Родом из украинской знати, учился в Киево-Могилянской академии. За участие в выступлении Мазепы был сослан в Сибирь. В 1712-1715 гг. участвовал в миссионерских экспедициях митрополита Филофея (Лещинского) в низовья Оби для крещения по указу Петра I хантов (остяков) и манси (вогулов).

По результатам экспедиций Новицким в 1715 г. была написана книга, представляющая собой первый этнографический труд на русском языке «Краткое описание о народе остяцком, о житии, обычаях и пребывании сего остяцкого народа, тоже [об] их прежнем злочестии кумирослужения, об обращении в православную благочестивую христианскую веру», (издана Л. Майковым в 1884 году в Санкт-Петербурге. Майков ставил эту книгу в один ряд с описаниями, сделанными в Америке французским католическим миссионером Ж. Лаффито. Майков также сообщал, что рукописью Новицкого воспользовался драгунский капитан И.-Б. Мюллер, который перевел его труд на немецкий язык в 1716 г. и опубликовал как свое сочинение под названием «Das Leben und die Gewonheiten der Ostiaken» в приложении к труду ганноверского посла при дворе Петра I Ф.-Х. Вебера «Преображенная Россия» (Weber, F.-Ch. Das Veränderte Russland. Hamburg, 1721), не упомянув даже имени Новицкого. Благодаря этому Мюллер стал первым, кто познакомил европейцев с культурой неизвестного сибирского народа, а Григорий Новицкий остался в забвении.

В книге Г. Новицкого есть специальная глава «О злочестии идолопоклонства» посвящена религии хантов и манси. Новицкий довольно подробно описывал их верования, сравнивая их многобожие с политеистическими представлениями древних цивилизаций, «с Вавилоном и эллинами», указывая, что народы Сибири почитают «богов в подобии птиц, гадов, а наипаче медведя». Он указывал на наиболее архаические верования, связанные с охранительной магией и изготовлением амулетов: «Иные же подобия творяху, ни от зверей, ни от птиц, но некия лежащая в зыбках древища, повитые кожею, сукном и холстом». Особый интерес вызывали у него «шаманчыки» (шаманы), которых он именует «злохитрецы», или «служители лжи», приписывая им желание «чуждым обогатиться». В соответствии с теорией обмана Новицкий объявил их «самодельцами мнимых богов», которые к «дароприношению и почитанию» приводят «слепотствующий народ» и от этого сами «довольно сыты бывают».