Никольский Николай Михайлович (1877–1959) – историк религии, библеист, востоковед.

Родился в семье М. В. Никольского, родоначальника русской ассириологии. Окончив гимназию с золотой медалью (1896), поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Тема дипломной работы («Иудея при Маккавеях и Асмонеях») обозначила вектор будущего интереса к Древнему Востоку и библеистике. После окончания университета в 1900 г. преподавал историю в частной женской гимназии О. Ф. Протопоповой (до 1919 г). В период революции 1905-1907 гг. сблизился с социал-демократами, принимал участие в работе социал-демократических газет «Борьба», «Светоч», «Свободное слово» под псевдонимом З. Антонов, предоставлял свою квартиру для социал-демократических встреч и заседаний МК РСДРП(б). С 1902 по 1907 г. сотрудничал с журналом «Вестник знания», где опубликовал несколько десятков рецензий, был членом-сотрудником Педагогического общества при Московском университете вплоть до его закрытия в 1908 г.

С весны 1919 г. профессор Смоленского университета по кафедре истории религии, с осени – его ректор. На этом посту пребывал до 1921 г., когда переехал в Минск и занял кафедру истории древнего мира в Белорусском университете, затем стал деканом педагогического факультета. После организации АН БССР в 1929 г. Никольский становится сотрудником кафедры этнографии, а затем в 1931 г. избирается действительным членом АН БССР и руководителем секции этнографии Института истории АН БССР, а с 1937 г. возглавил этот институт.

Заслуженный деятель науки БССР (1938).

В июне 1941 г. эвакуироваться из Минска Н. М. Никольский и его жена не успели. В 1942 г. белорусские подпольщики по указанию партийных органов вывезли Н. М. Никольского и его семью из оккупированного Минска в зону партизанского отряда. Весной 1944 г. он был отправлен в Москву. Находясь в партизанском отряде, Никольский занимался научной работой, написал две книги:  «Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье» и «Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов».

Член-корреспондент АН СССР (с 1946 г.) Депутат ВС БССР (1947).

 

Н. М. Никольский стал одним из основателей светский библеистики в России. Его переводческая программа дала русскому читателю тексты важнейших западных критических исследований по библеистике, как Ветхого, так и Нового завета (переводы Велльгаузена, Вреде, Штрауса), так и работ по истории раннего христианства. Велика его роль в области истории Древнего Востока. Следует отметить, что в споре о рабовладении на Древнем Востоке и об азиатском способе производства он занимал позицию, отклонявшуюся от официально одобряемой.

В 1922 году 30 октября в Минске на торжественном собрании Белорусского университета Н. М. Никольский выступил с докладом «Религия как предмет науки». В нем он охарактеризовал религиоведение как молодую научную дисциплину, возникшую в конце XIX века, имеющую большое будущее и призванную решать глубокие проблемы истории культуры. Он подчеркнул, что для безостановочного развития науки о религии необходима такая же свободная «от всяких привходящих презумпций» атмосфера и обстановка, как и для всякой другой науки. По его мнению, историк религии должен иметь не только формальное, но и фактическое право совершенно свободно и без всяких оглядок и оговорок заниматься своими исследованиями, как и химик, физик, математик, лингвист или этнолог.