Никольский Михаил Васильевич (1848–1917) – российский востоковед (ассириолог, семитолог), основатель российской ассириологии.

Окончил Московскую Духовную Академию, где выучил древнееврейский и классические языки. В ассириологии стал автодидактом, впоследствии самостоятельно овладел финикийским, арамейским и арабским языками. Начинал службу как корректор, затем преподаватель греческого языка в гимназиях Москвы. Первые публикации вышли в конце 1870-х гг. популярных литературных журналах (“Русский Вестник”, “Заграничный Вестник) и в “Православном обозрении”. В 1880 г. во время экспертизы клинописной коллекции Блау определил древнейшие пиктограммы протошумерской письменности и показал, что клинопись развивается с рисуночных знаков. В это же время предложил методику различения подделок в ассириологии. В начале 1880-х гг. преподавал ассириологию и семитологию в Московском университете. В 1887 г. создал Восточную комиссию при Императорском Московском Археологическом Обществе. С 1889 г. редактировал издание Общества “Древности Восточные”.

В 1893 г. вместе с А.А.Ивановским возглавил археологическую экспедицию в Закавказье, где скопировал множество надписей на урартском языке. Результатом экспедиции было издание корпуса урартских надписей, за которое Никольский был удостоен золотой медали Русского Археологического Общества. С 1894 г. состоял на службе в Министерстве иностранных дел и в Московском цензурном комитете, дослужился до действительного статского советника (1903). В 1900-1908 гг. жил в Петербурге, где издавал коллекцию шумерских хозяйственных текстов, принадлежавшую Н. П. Лихачеву (ок. 900 табличек). В 1908 г. удостоен степени доктора всеобщей истории honoris causa в Петербургском университете. В 1908 и 1915 гг. изданы два тома шумерских текстов с транслитерациями и комментариями. Издавал также сирийские рукописи Евангелия и пальмирские надписи. Во время Первой Мировой войны призывал к созданию Международной комиссии для спасения и изучения древностей Месопотамия и Палестины.

Действительный член Императорского Русского археологического общества, действительный член Императорского Московского археологического общества, действительный член Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, член-корреспондент Императорского Православного Палестинского общества.

В области библеистики известны две значительных публикации Никольского. В рецензии на книгу Ф. Делича “Где находился рай?” он предположил, что в библейском мотиве рая прослеживаются несколько стадий развития мифа. Первая стадия - доисторический миф, т.е. представления о Дильмуне шумеров начала III тыс. до н.э., которые селились там еще раньше, в конце IV тыс. до н.э. Вторая стадия - пребывание евреев в Вавилоне в VI в., когда они знакомились с вавилонской традицией как напрямую, так и через арамейское посредничество. Третья стадия - период окончательного формирования всего корпуса мотивов Книги Бытия (по-видимому, конец VI-V вв.). Автор рассказа о рае (т.н. Яхвист) был компилятором всех мотивов, которые ему поставлялись. Но кроме этого, он был богословом, в задачу которого входило создание картины изначального общечеловеческого бытия. Впоследствии гипотеза Никольского подтвердилась в исследованиях библеистов XX века.

Второй значительной публикацией на тему библеистики была статья “Яхин и Воаз”, в которой Никольский интерпретировал известное из Книги Царств описание двух медных колонн портала, между которыми проходил каждый вступающий в иерусалимский Храм (1 Царств 7: 21). Он прочел названия колонн как финикийскую надпись и перевел ее "Да будет Ваал Силою!" По мнению Никольского, финикийские медные колонны были символами “проведения через огонь” и обозначали место жертвоприношения Баалу.

В области ассириологии известно учебное издание шумеро-аккадского заговора богу огня Гирре, выполненное с привлечением сведений из всех семитских языков и параллельных клинописных текстов. Никольский установил здесь, что шумеры считали существующим только то, что имеет имя, и сделал очень важный вывод о связи между называнием и творением в шумеро-аккадской культуре. Никольским также установлено, что изображения мужского и женского божеств на печатях со сценами жертвоприношений принадлежат богам Ададу и Шале, причем на печатях изображены не сами божества, а их статуи. В изданиях шумерских хозяйственных текстов содержатся ценные комментарии Никольского к перечням жертвоприношений. В частности, он одним из первых установил, что цари 3 династии Ура были не только идеологически, но и экономически приравнены к богам, и получали такие же жертвы, как и остальные божества шумеров.