Марр Николай Яковлевич (1864–1934) – российский и советский языковед, филолог и археолог, кавказовед.

Отец – шотландец Джеймс (или Джейкоб) Марр, мать – грузинка Агафия Магулария. Окончил гимназию в Кутаиси. Поступив в Санкт-Петербургский университет, он одновременно посещал занятия на всех отделениях Восточного факультета. Окончил университет в 1888 году.

В 1902 году получил звание профессора. В 1911 году избран деканом Восточного факультета Петербургского университета. С 1909 года – адъюнкт по Историко-филологическому отделению (литература и история азиатских народов) Академии наук. 1 июля 1912 года становится ординарным академиком. В 1914 году стал действительным статским советником. Организовывал археологические экспедиции на Кавказ, в Грузию и Армению.

В июне 1919 года по инициативе Марра создан Кавказский историко-археологический институт. С 1924 года – директор Ленинградской Публичной библиотеки. В 1930 году вступил в ВКП (б), будучи единственным членом дореволюционной Императорской Академии Наук, кто пошел на такой шаг. Вице-президент Академии наук с 1930. Директор Института языка и мышления, Института по изучению народов СССР АН СССР, Института народов Советского Востока.

Поддержал идею созданию Музея истории религии АН СССР. 13 мая 1931 года на основании Постановления Президиума ЦИК СССР об утверждении Музея истории религии в числе самостоятельных учреждений Академии наук было создано организационное бюро в составе академиков Н. Я. Марра (председатель) и С. Ф. Ольденбурга, будущего директора музея В. Г. Богораза, директора МАЭ Н. М. Маторина и управляющего делами Академии наук С. Б. Волынского. Под руководством Н. Я. Марра был разработан проект положения о Музее истории религии Академии наук СССР, которое был утвержден 11 июля 1931 г. на заседании Президиума Академии наук. Н.Я. Марр выступал на открытии Музея 15 ноября 1932 г. с речью, посвященной значению истории религии как научного направления.

Основные работы посвящены древнеармянскому, грузинскому, а также кавказским языкам. В 1920-х разрабатывает так называемое «Новое учение о языке» («яфетическую теорию»), которое позже было признано псевдонаучным, хотя и пользовалось государственной поддержкой в СССР до 1950 года.