Лурье Соломон Яковлевич (1890–1964) – филолог-классик, переводчик, Дисторик-антиковед, историк науки.
Окончив с золотой медалью гимназию в Могилеве, в 1909 году поступил на классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. По завершении обучения в 1913 г. был оставлен при кафедре для подготовки к ученому званию. С 1917 г. ― по 1919 г. приват-доцент Петроградского университета и сотрудник Архива революции. С 1919 по 1920 гг. ― профессор кафедры истории греческой литературы Самарского университета. С 1921 по 1923 гг. ― профессор Первого высшего педагогического института в Петрограде. В 1923–1925 гг. ― доцент факультета общественных наук Петроградского университета, с 1925 по1927 г. ― доцент, а затем профессор (до 1929 г.) Ямфака ЛГУ.
С 1929 из-за отмены преподавания древней истории в высшей школе, был уволен из университета и по 1934 г. преподавал математику в среднетехнических учебных заведениях Ленинграда. С 1932 г. по 1941 гг. служил в различных институтах АН СССР (1932–1935 гг. ― старший научный специалист Института истории науки и техники АН СССР; 1935–1939 гг. ― действительный член ГАИМК; 1937–1941 гг. ― сотрудник ЛОИИ АН СССР).
В 1934 г. получил степень доктора исторических наук без защиты диссертации. С 1934 по 1941 г. ― профессор кафедры истории древнего мира исторического факультета ЛГУ. С октября 1941 г. по декабрь 1942 г. в эвакуации ― профессор и декан историко-филологического факультета Иркутского университета. В январе 1943 г. возвратился на службу в ЛОИИ, а в 1944 г. вновь стал профессором кафедры истории древнего мира исторического факультета ЛГУ. В 1944 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора филологических наук и в 1945 перешел на кафедру классической филологии филологического факультета ЛГУ. 1 июля 1949 г. в период «борьбы с космополитизмом» был уволен за «идеологические ошибки» из ЛГУ. В 1950–1952 гг. преподавал латынь и общее языкознание в Одесском Институте иностранных языков, а затем с 1952 г. и до конца жизни был профессором кафедры классической филологии Львовского университета.
С. Я. Лурье специально не занимался историей религии, но многие его работы имеют большое значение для религиоведения и философии религии. Прежде всего, это ― его труды по истории античной науки, атомизму и античной общественной мысли, включая исследования творчества Протагора, Демокрита, Эсхила, Аристофана, Еврипида, Менандра, а также ― переводы древних и новоевропейских авторов (Ксенофонта, Плутарха, Ф. Бэкона). В ранней период своего творчества он занимался древней историей еврейского народа и библеистикой, опубликовав несколько статей в в журнале «Еврейская старина» (1924-1928 г.) и в сборнике «Еврейская мысль» (1926 г.), написал труд по истории антисемитизма в древнем мире, в котором критиковал теорию экономического объяснения антисемитизма, и, считая этот феномен исторически неизменным, видел его причину в т.н. субстанциализме, то есть в особенностях самого народа, не имевшего своей территории и отличавшегося своим духовным обликом от других.