Лукачевский Александр Тимофеевич (1893–1937) – историк религии и атеизма, общественный деятель, один из лидеров атеистического движения в СССР.

Родился в  г. Петрозаводске. Отец  –  отставной рядовой, «причисленный к счету мещан» Тимофей Никитич Лукачевский,  мать – Мария Михайловна, урожд. Васильева, дочь мещанина из мастеровых, была моложе своего мужа на  26 лет. В семье было трое детей.  С юности участвовал в революционном движении, вступил в РКП(б) в 1920 г.

В 1920—1923 г.  заведующий Губполитпросвета в г. Владимир, откуда направлен для получения высшего образования  в Москву, в Институт красной профессуры (1923—1926 г.). По окончании Института с 1926 года работал в аппарате Центрального Совета Союза воинствующих безбожников СССР и с 1926 г. вплоть до своего ареста  был заместителем председателя СВБ (Е. М. Ярославского). Представлял СВБ в Всемирном союзе свободомыслящих (создан в 1880 г.) и в Интернационале свободомыслящих пролетариев (создан в 1925 г. на основе союзов свободомыслящих пролетариев ряда европейских стран, существовавших с начала ХХ в.),

Тесно сотрудничая с Е. М. Ярославским, с 1926 г. был заместителем ответственного редактора журнала «Антирелигиозник», в котором публиковались научно-исследовательские статьи, а не только материалы в помощь пропагандистам атеизма.  С 1926 года читал лекции по истории религии и атеизма, философии марксизма в различных вузах Москвы. В 1930 г. был избран заведующим кафедрой истории религии историко-философского факультета Московского государственного университета.

После смерти М. А. Рейснера  в 1928 году возглавил созданную им Комиссию по истории религии при Комакадемии (с 1930 г. – Антирелигиозная секция Института философии Комакадемии).

Написал ряд трудов по истории религии: о происхождении религии и ее ранних формах, по истории христианства. Подготовил большую работу по истории атеистической мысли, опубликованную  в нескольких номерах журнала «Антирелигиозник». Участвовал в подготовке несколько учебников и хрестоматий.

Будучи зам. председателя СВБ А. Т. Лукачевский, входил в редколлегии многих атеистических изданий и пытался сохранить научный подход, как при публикации исторических документов, прежде всего сочинений классиков марксизма, так и в изучении религии, выступал против невежества и анархистских наскоков на религию и верующих. В связи с этим неоднократно подвергался критике со стороны радикально настроенных антирелигиозников (Ф. М. Путинцева, Е. Ф. Муравьева, и др.).

В начале 1937 г. был подвергнут «проработке» в Институте философии при участии Е. Ф. Муравьёва и П. Н. Федосеева, после чего 20 марта 1937 г. переведен из членов в кандидаты в члены ВКП(б). 10 августа 1937 года был арестован по обвинению в шпионаже и участии в антисоветской троцкистской террористической организации. Приговорен к расстрелу 25 ноября 1937 года Военной коллегией Верховного Суда СССР, на следующий день приговор был приведен в исполнение. Похоронен на Донском кладбище в Москве вместе с другими репрессированными.  Реабилитирован 27 ноября 1958 года Военной коллегией Верховного Суда СССР.