Лившиц Гилер Маркович (1909–1983) – антиковед, востоковед, историк религии.

После окончания средней школы (1927) работал столяром на Минском заводе стандартных домов. В 1931 г. поступил в Белорусский государственный высший педагогический институт на экономическую специальность, после окончания вуза продолжил образование в аспирантуре по кафедре всеобщей истории. В 1939 году Лившиц защитил диссертацию, посвященную социально-политической борьбе в Риме в 60-х гг. до н.э. и заговору Катилины (это была первая в БССР защита кандидатской диссертации по всеобщей истории), в 1940 г. стал первым в БССР доцентом по всеобщей истории. С июля по октябрь 1941 г. – в действующей армии, после демобилизации по состоянию здоровья в эвакуации. В 1942-1944 г. – доцент Кзыл-Ординского пединститута, преподавал всеобщую историю.

В 1944 г. возвратился в Минск, поступил на работу в БГУ. С 1947 года руководит кафедрой всеобщей истории Минского пединститута. Работа над докторской диссертацией на тему «Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима» вызвала политические обвинения, и в 1950 г. стала одним из предлогов для отстранения от заведования кафедрой. В 1958 году вновь поступает на работу на исторический факультет БГУ. Монография «Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима» была опубликована, несмотря на административное противодействие, в 1957 г., и лишь в 1961 г. было утверждено присуждение Лившицу степени доктора исторических наук. После обращения в ЦК КПСС и Министерство высшего образования СССР, было разрешено напечатать его труды о Кумранских рукописях. Профессор (1962). Доктор философских наук (1977). Заслуженный деятель науки БССР (1979).

Г.М. Лившиц – автор трудов, посвященных истории свободомыслия и атеизма, изучения истории религии в XVI-XX вв., истории Реформации. Одним из первых Г. М. Лившиц обратился к изучению истории атеистической пропаганды в СССР в 1920-1930 гг. Особый интерес представляют его книги и статьи, посвященные иудаизму в Древнем мире, Кумранской общине и смежным сюжетам. Работы написаны в рамках марксистского подхода к религии, автор не скрывает своих атеистических убеждений.