Ленцман Яков Абрамович (1908–1967) – антиковед, историк религии.

В 1926 г. закончил классическую гимназию в Варшаве, затем год отучился на курсах учителей начальных классов. После двух лет работы в еврейской школе поступил на физико-математический факультет Варшавского университета (1929 г.), по окончании 1 курса перевелся на историко-филологический факультет. Начиная с 17 лет, принимал активное участие в политике на стороне левых сил. В 1925 г. стал членом Коммунистического союза польской молодежи, в 1929 г стал членом Польской компартии. Активная подпольная деятельность обернулась арестом в 1930 г. Отпущенный под залог, Ленцман при поддержке ЦК Польской компартии бежал в Данциг, оттуда в СССР в 1932 г. Принял советское гражданство и стал сотрудником польской коммунистической газеты «Трибуна Радзецка», издававшейся в Москве, но вскоре был призван в РККА. Трехлетняя (1933-1936) военная служба позволила ему избежать судьбы членов Польской секции Третьего Интернационала, которая была в полном составе репрессирована, а газета закрыта. После демобилизации поступил на работу на Московский велозавод и экстерном закончил МГПИ им. В. И. Ленина (1939 г.). После этого поступил в аспирантуру по кафедре древней истории, начал преподавать латинский язык с 1940 г.

В 1941 г. был призван в действующую армию, до конца войны служил инструктором политотдела и переводчиком. Был ранен. В 1942 г. на фронте вступил в ВКП(б). Награжден медалями.
После демобилизации в 1945 г. не смог восстановиться в аспирантуре МГПИ, но в связи с возобновлением издания журнала «Вестник древней истории» был назначен заведующим редакцией. Поступил в аспирантуру в Институт истории АН СССР под руководством А. Б. Рановича. С 1946 г. начинает публиковаться в ВДИ (оригинальные научные исследования, передовые статьи, рецензии, обзоры литературы). В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию о Делосской хлебной торговле. Впоследствии научный интерес Ленцмана сконцентрировался на изучении античного рабства, в том числе в микенской и гомеровской Греции. Принимал участие в многотомной «Всемирной истории».

В истории религии Я. А. Ленцман проявил себя как автор двух монографий о раннем христианстве. Его труд «Происхождение христианства» ‒ критическое изложение истории христианства с марксистских позиций. Вторая монография Ленцмана («Сравнивая евангелия») фактически была введением в синоптическую проблему и знакомила советского читателя с сущностью метода «критики формы».