Лавров Петр Лаврович (1823‒1900) – философ, социолог, публицист, историк религии, участник революционного движения, теоретик революционного народничества. 

Окончил Петербургское артиллерийское училище в 1842 г. Преподавал математику в военных учебных заведениях в Санкт-Петербурге.  В 1858 году произведен в полковники, получил ученое звание профессора.

Занимался также литературным трудом, писал статьи по физике, математике, военным наукам, философии. С 1857  г. публиковал статьи в журналах «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русское слово», а также в «Колоколе» А. И. Герцена.

В апреле 1866  г. за участие в тайном обществе «Земля и воля» был арестован, в 1867 сослан в Тотьму, а затем в Вологодскую губ. В феврале 1870  г. бежал из ссылки и эмигрировал во Францию.  В 1871 г. был участником Парижской коммуны.

В 1871  г. в Лондоне познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873–1877 гг.  в Швейцарии и Англии издавал газету «Вперед».  В 1883–1886 гг. был соредактором «Вестника „Народной воли”».  Писал под многочисленными псевдонимами – Арнольди, Миртов, Кедров, Столетов и др. – статьи для европейских и  российских журналов  «Отечественные записки», «Дело», «Знание», «Вопросы философии и психологии» и др.).

В 1889  году на конгрессе II Интернационала в Париже  сделал доклад о развитии социалистических идей в России.

Умер в Париже 25 января (6 февраля) 1900 г. Похоронен на кладбище Монпарнас.  Свое философское мировоззрение П.Л. Лавров определял как «антропологизм» и считал себя продолжателем традиций  О. Конта, Л. Фейербаха и Г. Спенсера. Считая рабочий класс важной социальной силой, Лавров полагал, что в развитии России главную роль будет играть крестьянство.

П. Л. Лавров сыграл особую роль в истории изучения религии в России, так как его статьи оказали существенное влияние на распространение антропологического подхода. Под влиянием Фейербаха он написал две статьи «Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований» («Русское слово», 1861 г.) и «Антропоморфизм и антропопатизм» («Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами», 1862 г.).  В начале 1868 года в Санкт-Петербурге в журнале «Современное обозрение» вышла большая работа Лаврова «Развитие учения о мифических верованиях» написанная в вологодской ссылке. Поддерживая взгляды Фейербаха о религии как результате отчуждения  и об антропоморфизме как источнике возникновения религиозных образов,  Лавров определил структуру новой науки о религии, которую он назвал «история верований». Развитию этой науки, по его мнению,  способствовало сравнительное языкознание и изучение народных преданий, труды богословов и филологов, антропологический принцип и исследование гностических ересей, римских и еврейских древностей.

16 мая 1872 года Лавров выступил в Парижском антропологическом обществе с докладом на тему «О поклонении озерам и текучей воде и о легендах о затонувших городах». В этом докладе он развивал свои представления о двух типах религий. К первому типу, по его мнению,  относится  «самозародившаяся, антропологическая религия», известная под названиями фетишизма, анимизма, магии, народных суеверий, то есть ― первобытные верования в магию, фетиши, в духов стихий, лесов, веру в мертвецов, привидения, сны и т. д. Вторая группа ‒это исторические религии.

В 1898 году в Санкт-Петербурге с предисловием, исправлениями и комментариями П.Л.Лаврова вышло второе издание книги Э. Тейлора «Антропология (Введение в изучение человека и цивилизации)». В предисловии Лавров, не скрывая своих позитивистских симпатий, указывал, что миросозерцание, которое носит название реализм, начиная с XVII века, ведет упорную борьбу с догматическими и метафизическими учениями, унаследованными от прежних периодов мысли. Предисловие созвучно по содержанию одному из важнейших социологических трудов Лаврова «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), в котором он указывал, что история есть процесс переработки культуры мыслью с целью создания социальных форм, способствующих развитию индивида.

Лавров до конца своих дней прожил в Западной Европе, но об интересе к его сочинениям в России свидетельствует такой факт: в 1898 году в журнале «Вопросы философии и психологии» вышел биобиблиографический обзор, содержащий аннотации 68 трудов Лаврова,   а также  ссылки на другие его работы, включая труды по изучению сектантства. У П.Л. Лаврова в России было много сторонников, например,  В. Г. Богораз, по словам В. Д. Бонч-Бруевича говорил, что труды П. Л. Лаврова оказали на него большое влияние.