Конрад Николай Иосифович (1891–1970) – российский востоковед, японист и синолог, этнограф, культуролог, философ истории.
В 1912 г. закончил Восточный факультет Петербургского университета по направлению китайский и японский языки. Стажировался в Японии (1914-1917). С 1922 по 1938 г. возглавлял кафедру японского языка в Ленинградском институте живых восточных языков, преподавал на кафедре японского языка в Петроградском/Ленинградском университете, сотрудничал с издательством «Всемирная литература», с 1930 по 1938 гг. возглавлял японский кабинет Института Востоковедения АН СССР. В 1926 г. получил звание профессора, в 1934 г. стал член-корреспондентом АН СССР, в 1958 г. избран академиком. В 1938 г. был арестован по обвинению в шпионаже, после года тяжелых лагерных работ переведен в закрытое тюремное учреждение, где занимался переводами с китайского и японского. Освобожден 8 сентября 1941 г. в связи с пересмотром дела. После освобождения – профессор кафедры японского языка Московского института востоковедения, с 1943 г. работал в Институте Востоковедения АН СССР в Москве. В 1969 г. первым из советских японистов был удостоен японского ордена Восходящего Солнца.
Научная деятельность Конрада была отмечена интересом к поиску универсальных форм всемирно-исторического развития. Занимаясь исследованием духовной культуры народов Востока, он был приверженцем сравнительного подхода к изучению культур Востока и Запада; создал «восточного Ренессанса», позволившую переосмыслить вклад культур Востока в мировую культуру.
Особый интерес представляют материалы Н. И. Конрада, собранные во время экспедиции в Корею, ставшую в 1910 г. колонией Японии. Экспедиция была организована Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии в 1914-1917 гг. Во время поездки Конрад записывал фольклор, составил описания 21 храма, собирал эпиграфику, занимался расспросами населения, присутствовал при камлании шаманки, вел дневниковые записи. Результаты экспедиции были им систематизированы в работе «Очерки социальной и духовной культуры корейцев на рубеже XIX-XX вв.», которая была опубликована впервые лишь в 1996 г. Таким образом, был наконец введен в научный оборот уникальный полевой материал, отражающий безвозвратно утерянные культурные пласты, касающиеся религиозных представлений и обрядов корейцев, включая ритуалы перехода, почитание богов народного пантеона, культ предков и т.п.