Хвольсон Даниил (Иосиф) Абрамович/Авраамович (1819 (1822)–1911) – русский востоковед, семитолог, историк религии.

Получил классическое еврейское образование. В ешиве тайно читал не рекомендуемые студентам философские тексты Маймонида. В 18 лет самоучкой освоил немецкий, французский и русский языки, пешком отправился в Ригу, а из Риги, также пешком – в Бреслау, где стал учеником реформистского раввина и одного из основателей Wissenschaft des Judentums, Авраама Гейгера. За 4 года Гейгер помог Хвольсону подготовиться к сдаче экстерном экзаменов гимназического курса и поступить в университет.

Первые статьи Хвольсона на немецком языке, посвященные средневековым еврейским писателям, появились в 1846 г.  К этому периоду относится начало работы Хвольсона над вопросом об упоминаемых у Маймонида «сабейцах» или «сабиях».  В 1847 г., благодаря покровительству влиятельных венских ученых преодолев запрет на пребывание в Вене, Хвольсон работает с рукописями, и к 1850 г. завершает капитальную диссертацию «Die Ssabier und der Ssabismus». Для возвращения в Россию Хвольсон был вынужден обратиться к покровительству Александра фон Гумбольдта, который представил молодого ученого А. С. Норову. Последний на долгие годы стал патроном Хвольсона.

В Петербурге Хвольсон в течение года состоял в комиссии по проверке еврейских учебников, но в следующем 1855 году принял православие (восприемником был сам Норов, и отчество «Авраамович» дано по имени Норова) и был назначен профессором Восточного факультета Петербургского университета по кафедре еврейской, сирийской и халдейской словесности, которую занимал до своей смерти. С 1858 по 1884 г. занимал кафедру еврейского языка и библейской археологии в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а с 1858 по 1883 преподавал древнееврейский язык в Римско-католической духовной академии в Санкт-Петербурге. В 1856 г. избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Был основателем петербургской школы семитологических исследований. Оригинальные работы публиковались по-немецки и по-русски, существуют также переводы некоторых его работ на немецкий, английский язык и иврит.

Сфера интересов Хвольсона разнообразна, и все его труды так или иначе затрагивают вопросы изучения истории религии. В исследовании ближневосточной литературы и источниковедения Хвольсон вводит в оборот новые источники и делает смелые выводы из них (например, почитание Таммуза толкуется в эвгемерическом духе, как обожествление исторического прототипа). В дискуссии относительно собраний А. Фирковича оппонентом Хвольсона выступал А. Я. Гаркави. По заказу Академии наук Хвольсон занимался исследованием несторианских памятников, найденных в Семиречье, собирал и издавал восточные источники о народах России.

В области непосредственной разработки истории религии выделяются два цикла. Первый связан с борьбой против кровавого навета и антииудейских предрассудков. Хвольсону принадлежат несколько сочинений, написанных в рамках судебной защиты обвиняемых на инспирированных царским правительством процессах. Второй цикл при всей разнородности входящих в него текстов объединяется общей методологией: Одним из первых стал в изучении евангельских и иных новозаветных источников опираться на глубокое систематическое знание раввинистической письменности – Мишны и Гемары.  

Несмотря на то, что Хвольсон принял крещение, он не отделял себя от еврейского народа и постоянно участвовал в различных проектах, направленных на просвещение и облегчение участи евреев в Российской империи.