Емелях Любовь Исааковна (1924‒1992) – историк, архивист, музейный работник.

Окончила школу в Ленинграде 22 июня 1941 г. До мая 1942 г – в блокированном Ленинграде, работала пионервожатой, затем санитаркой в госпитале.  С мая 1942 г. по апрель 1945  г. – в действующей армии. Среди ее правительственных наград – медаль «За боевые заслуги». С сентября 1945 г. ‒ студентка  исторического факультета Ленинградского государственного университета, который с отличием закончила в 1950 г.  Ученица профессора С. Н. Валка.

В сентябре 1950 г. принята на работу в Музей истории религии АН СССР, где проработала всю свою жизнь, сначала в качестве внештатного экскурсовода, младшего научного сотрудника (1951), заведующей Рукописным отделом  (1951‒1962), старшего научного сотрудника (1965).  После преобразования Музея в Государственный музей истории религии и атеизма Минкультуры СССР ‒ заведующая отделом «История русского православия и атеизма в СССР», заведующая сектором «Атеизм и православие в СССР», в 1975 г. ‒ и. о.  директора Музея. В 1960-е ‒ 1980-е гг. при ее непосредственном участии и под ее руководством были созданы все экспозиции Музея по истории православия в России

Со студенческих лет занималась архивными изысканиями о крестьянских движениях в России, впервые ввела в научный оборот секретные донесения архиереев в Святейший правительствующий Синод, связанные с антицерковными крестьянскими выступлениями в первой четверти  XX века. Опыт архивной работы  способствовал тому, что Л. И. Емелях в очень короткий срок организовала и наладила работу Рукописного отдела МИР АН СССР (Научно-исторический архив ГМИР), созданного по инициативе В. Д. Бонч-Бруевича в 1951 г., и получившего большое количество рукописных материалов, которые составляют основной корпус нынешнего архивного собрания Музея.

В 1962 году Л. И. Емелях стала кандидатом исторических наук, защитив в ЛО Института истории АН СССР кандидатскую диссертацию «Антиклерикальные движения крестьян в революции 1905–1907 гг.», в 1978 г. – доктором исторических наук (диссертация на тему «Антиклерикальное движение крестьян накануне Великого Октября»).

Основными темами ее научных исследований были истории православия и история русского крестьянства; она  – автор большого числа научно-популярных работ по истории христианских обрядов и праздников.

Супруга советского философа и историка религии М. И. Шахновича.