Брюллова-Шаскольская Надежда Владимировна (1889–1937) – Родилась в дворянской семье Брюлловых. Внучка архитектора и художника А. П. Брюллова. Получив среднее образование в Василеостровской женской гимназии, продолжила обучение и поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов в Петербурге.
Успешно закончив курс, и работая в области изучения античной религии, она была оставлена профессорами Зелинским и Ростовцевым при кафедре истории и античной филологии, а также получила заграничную командировку в Германию и Рим.
За границей, проходя обучение в Венском и Шейдельбергском университетах и в археологическом институте в Риме, Н. В. Брюллова-Шаскольская написала на немецком языке свою магистерскую диссертацию, посвященную исследованиям римского анимизма «Der Romische Animismus», но в связи с началом Первой Мировой войны эта работа так и не была напечатана.
В период с 1907 по 1913 год ею были опубликованы основные работы по истории религии, ставшие значительным вкладом в изучение античности: «О римском анимизме», «О религиозных алфавитах», «О датировке Апокалипсиса», «О римских вотивах» (сборник в честь Н. И. Кареева), а также вела весь отдел римской религии в словаре Брокгауза и Ефрона (из крупных статей: «Магия», «Императорский культ», «Веста», «Гений», «Лары», «Вотивы»). В этот же период был издан сделанный Брюлловой-Шаскольской перевод Секста Эмпирика, введение к которому показало не только ее способности как переводчицы, но и обширные знания в области античной философии.
Основываясь на сравнительном подходе к изучению мифологии и религии, Н. В. Брюллова-Шаскольская в своих работах проводила подробный анализ религии Древнего Рима, включая религиозные алфавиты, древнеримские вотивные изображения и вотивы, малоизученный культ аргеев.
С 1914 г. работала в Ленинграде больше всего по линии общественной и педагогической работы (Гимназии, рабочие вечерние школы, рабочие музейные экскурсии, Народные Университеты, сотрудничество в журналах).
После смерти мужа с 1919 по 1921 год работает на Украине. Там она занимается работой в органах народного образования, профсоюзах и продолжает работу для партии эсеров. При содействии Е. Г. Кагарова, который приглашает ее на работу в Харьковский университет, становится профессором по кафедре истории религии.
В 1921 году вернулась в Петроград, по вызову Музея Антропологии и Этнографии, избравшего Надежду Владимировну сначала научным сотрудником, а потом ученым хранителем музея, где она заведовала отделом Африки, работая главным образом, по сравнительной истории Африканских первобытных культов. Также она становится преподавателем Географического института по специальному курсу сравнительной мифологии, и профессором Еврейского университета по кафедре сравнительной истории религий. По большей части ее трудоустройству и активному вовлечению в научную жизнь способствовал Л. Я. Штернберг, который считал Н. В. Брюллову-Шаскольскую талантливым ученым и достойным специалистом по истории религии.
Н. В. Брюллову-Шаскольскую арестовывают в первый раз в 1922 году, и приговаривают к высылке в Ташкент с последующей потерей в правах. В годы ссылки занимается преподавательской деятельностью на кафедре этнографии Восточного университета. После пересылки в Полторацк (Ашхабад) она продолжает работу в качестве научного сотрудника, а по истечении срока ссылки, под запретом проживать в десяти крупнейших городах СССР, остается в Туркмении. Здесь она была переведена на работу в НИИ, и занимается этнографией. В 1926 году проводит этнографическую экспедицию. В Ташкенте Брюллова-Шаскольская активно участвует в работе Главного Среднеазиатского музея.
В 1933 году последовал следующий арест и продление ссылки в Ташкенте, с которыми поступил запрет на любую деятельность в области истории.
Последним стал арест 1937 года – за проведение контрреволюционной агитации и пропаганду антисоветских идей. Приговор – высшая мера наказания, расстрел – был приведен в исполнение 9 октября 1937 года. Реабилитирована.