Бардавелидзе (Бардавелидзе-Ломиа) Вера Варденовна (1899–1970) – этнограф, грузиновед.
В 1918 г. окончила 8-ю Тбилисскую женскую гимназию. В 1925 г. закончила философский факультет Тбилисского государственного университета. В 1925-1928 г. лаборант, затем старший научный сотрудник отдела этнографии Государственного музея Грузии. В 1928-1932 гг. училась в аспирантуре по кавказоведению в ГАИМК в Ленинграде под руководством Н. Я. Марра, И. И. Мещанинова, А. А. Миллера, одновременно участвовала в работе секции по изучению верований народов СССР Государственного музея истории религии. После возвращения в Грузию (1932) занимается исследовательской работой по этнографии и организацией науки: с 1934 г. зав. кабинетом этнографии в Историко-археологическом институте кавказоведения (ИАИК) АН СССР, руководила аспирантурой Института кавказоведения.
В 1934 без защиты диссертации присуждена ученая степень кандидата исторических наук, в 1935 г. – звание доцента. С 1936 г. работает в Институте языка, истории и материальной культуры Грузинского филиала АН СССР, с 1939 г. читает лекции на историческом факультете Тбилисского ГУ. С 1958 г. – доктор исторических наук (защита диссертации 1957 г.), с 1966 – профессор. Руководила отделом этнографии Грузии Института истории, археологии и этнографии им. И. Джавахишвили. Заслуженный деятель науки Грузии (1963), награждена орденом Ленина.
Подход В. В. Бардавелидзе к работе с этнографическими сюжетами был во многом сформирован в Ленинграде – в ГАИМК и ГМИР, в частности, на нее повлияли взгляды Н. М. Маторина. В области истории религии ее вклад состоит в изучении астральных культов и открытии женского солнечного божества (Барбар-Барбар) и обрядов, отражавших борьбу этого божества против злых темных сил (Нишха-Нишха). Отдельный цикл работ посвящен реконструкциям ритуалов и в частности изучению образа быка как символа Гмерти – главы древнегрузинского пантеона и верховного повелителя неба. Это позволило вписать древнегрузинскую мифологию и ритуал в более широкий переднеазиатский и средиземноморский контекст.