Алексий (Виноградов Александр Николаевич) (1845–1919?) – родился в семье священника. Получил образование в Санкт-Петербургской духовной семинарии (1859-1865), работал в ней «помощником наблюдателя иконографии» (1865-1867), покинул СПбДА на первом году обучения по финансовым причинам. С 1868 по 1874 г. преподает иконографию при Ярославской Духовной семинарии, в 1870 г. делает неудачную попытку поступить в МДА. Систематического богословского образования Виноградов так и не получил. В 1871 г. Виноградов, не прерывая преподавания в семинарии, поступает в Демидовский юридический лицей в Ярославле, и заканчивает его в 1874 г. в первом выпуске со степенью кандидата юридических наук. До 1879 г. Виноградов служит аудитором Санкт-Петербургского Военно-окружного суда, откуда был отчислен, формально – при реорганизации, фактически же, как можно судить по сохранившейся переписке, за небрежение службой. В 1878-1881 гг. Виноградов обучается в Археологическом институте в Санкт-Петербурге и выполняет ассистентские функции при его директоре Н. В. Калачове. В этот период Виноградов занимается русской историей, этнографией Тверской губернии, церковной археологией и искусством, он выступает с докладами в петербургских научных обществах и публикует несколько статей.
24 апреля 1881 года Виноградов добивается назначения в состав Пекинской духовной миссии и, приняв 10 мая монашество с именем Алексий, 24 мая 1881 г. рукоположен в сан иеромонаха. Следующие семь лет (1881-1888), проведенные на Востоке, были посвящены изучению китайского языка и литературы. Работа в Духовной миссии принесла иеромонаху Алексию несколько церковных наград, а 5 апреля 1884 г. Синод определил «его быть после начальника старшим членом миссии». В 1888 году иеромонах Алексий был отправлен, в Киево-Печерскую лавру, но добивается перевода в Санкт-Петербург, на подворье Лавры, где и прожил до 1895 года. В Петербурге он опубликовал на собственные средства несколько книг: «Историю английско-американской Библии», первый том «Истории Библии на Востоке», этюд «Древне-патриархальные династии». За «Историю Библии на Востоке» и «Древне-патриархальные династии» по представлению обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева в 1893 г. иеромонах Алексий был удостоен императорской благодарности и наперсного креста. В 1895 г. Виноградов вновь отправляется в Пекин, но уже через два года оказывается в противостоянии с новым начальником миссии. Виноградова возвращают в Россию; местом его пребывания была назначена Оптина пустынь, где он прожил на положении пенсионера почти двадцать лет. В 1904 году после того, как монастырское начальство неоднократно отказало ему в отпуске в Петербург, где Виноградов надеялся представить свои живописные работы на суд Академии Художеств и держать экзамен на ученую степень, Виноградов обратился в Синод с просьбой о расстрижении и возвращении в мирское состояние без потери пенсии и прав, полученных по образованию и службе; все свои работы и письма этого времени он подписывал «Александр Николаевич Виноградов, бывший иеромонах Алексий». В расстрижении ему было официально отказано; решением Синода он передавался под надзор местного епископа. Неудачей окончились и его попытки получить место преподавателя академии или семинарии, не удалось добиться разрешения держать экзамен на ученую степень. Конец его жизни был трагичен: одинокий, признанный умалишенным, изолированный от общения за пределами монастыря (где его подвергали постоянным насмешкам), под унизительным надзором монастырской администрации, иеромонах Алексий умер от голода в 1919 году.
Опубликованные работы Виноградова делятся на два больших цикла – статьи и заметки по различным мелким археографическим сюжетам и церковному краеведению. В рукописном фонде РГБ, содержащем, среди прочего, обширные рефераты и переводы по китайскому языку и синологии, а также римскому праву, к этому корпусу опубликованных текстов примыкают следующие работы: «Собрание материалов по библейскому критицизму» (Фонд 52. Картон 12. Ед. хр. 1) и указатель к нему (52-8-2) – суммарно более 650 листов выписок, в основном полные переводы статей из библейской энциклопедии Мак-Клинтока и Стронгаi по предметам, связанным с историей евреев и иудаизмом, вероятно, запланированная вводная часть к исследованию о евреях в Китае (52-14-1) и подборка разновременных материалов и версий 2 и 3 томов «Истории Библии на Востоке» (52-6-1; 52-7-1; 52-8-1; 52-9-1; 52-10 ед. хр. с 1 по 8).