В своей работе М. И. Стеблин-Каменский исследует скандинавскую мифологию периода раннего Средневековья.
Эта задача потребовала углубленного исследования вопроса о том, что такое мифология, поэтому первая глава книги посвящена описанию различных теорий мифа. Автор отметил, что нельзя ответить на вопрос «Что такое миф?», не определив место мифа в истории человеческого сознания. Что является первичным персонажи мифа или сам миф? Этот вопрос, по мнению Стеблина-Каменского, является переформулированным вопросом о том, что первично миф или религия. Исходя из этого, исследователь выдвинул предположение, что мифы надо изучать с точки зрения отражения в них мифологического сознания.
Эта идея была реализована автором в следующих главах, в которых он обратился к частным аспектам сознания: представлениям о пространстве и времени и представлениям о личности и их отражениям в некоторых мифах, взяв в качестве примера древнеисландские, а именно эддические сказания. Говоря о пространстве в этих мифах Стеблин-Каменский отметил его прерывность, т. е. место в мифе связано с конкретным действием и нельзя составить целостную картину мира того или иного мифа. Многие из мифов не ориентированы ни по сторонам света, ни по отношению к небу или земле. Из этого исследователь делает вывод об отсутствии в мифе четкого противопоставления реального и потустороннего миров.
Рассуждая о первичность мифа или религии через призму персонажей мифа, исследователь приходит к заключению, что первичен именно миф. Он выдвинул идею о стадиях развития личности в мифе – мифические и эпические герои. В заключительном разделе автор обращается к общему вопросу — месту мифа в истории человеческого сознания и вопросу авторства. Он выделил пять условных типов авторства мифа – литературное, скальдическое, эпическое, сказочное и мифическое.