«Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков хорезма» – монография советского религиоведа и востоковеда Г.П. Снесарева, в основу которой были положены данные, полученные в ходе «целенаправленных и систематических» экспедиций в Среднюю Азию в период с 1954 по 1961 г. Целью исследования являлось изучение верований и культа домусульманского Хорезма, в частности, и Средней Азии, в целом. По мнению Снесарева, этнографическое изучение Хорезма выходит далеко за рамки локального значения. «В силу своих исторических судеб и географического положения», Хорезм является чрезвычайно перспективным для решения такой дискуссионной научной проблемы как вопрос о родине зороастризма и иных домусульманских верований.
По результатам исследования, в ходе которого была предпринята попытка с одной стороны «суммировать все те реликтовые явления, которые с большей или меньшей долей достоверности можно связать с зороастризмом», а с другой - было произведено «“шурфирование” стадиально более ранних религиозных верований (анимистических, фетишистских, тотемических, магических, культа природы, предков)», автору удалось установить, что у узбеков Южного Хорезма и прилегающих к нему районов Каракалпакии и Туркмении сохранились, хотя и во фрагментарном виде, пережиточные явления, «генетическая связь которых с домусульманскими верованиями несомненна». При этом был сделан вывод, что отнести генезис конкретного явления либо к зороастризму, либо к иным более ранним верованиям «не представляется возможным».
Снесарев сделал вывод, что роли ислама в этом регионе, а именно, что несмотря на его «большую роль в культурной жизни оазиса», переоценивать его значение не следует. Смешавшись с реликтами древних верований, ислам в Приаралье приобрел «синкретические формы», насыщенные древними местными элементами, проявляющими высокую степень устойчивости в быту.