Научная монография Н. В. Румянцева является апологией теории А. Древса о мифологичности фигуры Иисуса Христа. На первой же странице своего труда автор заявляет свой основной тезис: “Иисус – личность не историческая, а мифическая: в его лице таится юдаизованный древне-языческий, многоименный, растительно-астральный, умирающий и воскресающий «спаситель», – Таммуз – Адонис и пр.”. В первой части книги “Дохристианский Христос” рассматриваются все известные автору примеры умирающих и воскресающих божеств древнего Востока (Осирис, Таммуз, Адонис, Аттис), а также связанные с их культами представления о спасении души и искуплении грехов. Одновременно Мария трактуется как образ древней богини (Иштар, Исида, Кибела), трансформированный в греко-римскую эпоху. Автор устанавливает связь между сезонами года, явлениями природы, циклами земледельческих работ и празднествами в честь временно умирающих божеств.
Во второй части “Дохристианский Христос: от Вифлеема до Иерусалима” проводится последовательная астрализация евангельского повествования и его героев. Христос, Мария и апостолы понимаются как зодиакальные созвездия, а крестный путь Христа рассматривается как ежегодный путь солнца по эклиптике. Таким образом, можно сказать, что если в первой части книги религиозные реалии связаны с культовым календарем, то во второй они привязаны к астрологическим интерпретациям знаков зодиака. В конце книги делается вывод: “Все это мифы и только мифы, составленные из ветхозаветного и языческого материала, отражающего в себе жизнь природы и неразрывно связанную с ней трудовую жизнь древнего человека и превращенного в эти стройные на вид евангельские картины, благодаря положенному в основу астральному плану и искусственному введению в исторические рамки”. Историческое существование Христа категорически отвергается.
В книге Румянцева собран весьма значительный и разнородный для своей эпохи научный материал. Он цитирует труды ассириологов (А. Иеремиас, Г. Винклер, В. К. Шилейко), историков астрономии (Ф. Куглер), семитологов-библеистов (Г. Гункель, Д. Штраус, М. Брюкнер), антиковедов (Дж. Фрэзер, Е. Г. Кагаров). Вместе с тем он вводит в свое исследование псевдонаучные теории (Н. А. Морозов, А. Немоевский), которые окончательно удаляют из поля его зрения исторические реалии римской Иудеи в эпоху раннего христианства. Несмотря на то, что многие положения первой части его исследования ныне подтверждены ассириологией и семитологией, астральный характер евангельского повествования не признается современной наукой. Однако несомненно, что астрализация евангельских персонажей присутствует в сочинениях и в изобразительном искусстве эпохи средневековья.