Эта книга открывается удивлением: разве в Библии можно найти вольнодумцев, скептиков, рационалистов? М. И. Рижский показывает, что можно. В качестве двух вольнодумцев он, как явствует из подзаголовка, выбирает Иова и Екклезиаста (Когелета). Книга Иова становится поводом для разговора о теодицее на древнем Ближнем Востоке, о формировании культа Яхве и этического монотеизма пророков – и как следствие, о теодицее послепленного иудаизма. Затем следует раздел, посвященный содержанию, датировкам и интерпретации книги Иова и сопоставлению ее, среди прочего, с философией Эпикура. Вторая часть – это обсуждение книги Екклезиаста, которое открывается универсальным вопросом о поисках смысла жизни. Рижский посладовательно показывает читателю, как этот вопрос ставился и решался на древнем Ближнем Востоке и в стоической философии. Затем, как и в предыдущей части, посвященной Иову, помещен раздел, в котором разбирается содержание, датировки и вопросы интерпретации книги Екклезиаста.
Написанная на излете 1980-х и изданная в 1992 г. книга безусловно принадлежит перу светского исследователя. В книге отсутствуют попытки богословствования, проповедования, заигрывания с теологическими интерпретациями рассматриваемых тем и сюжетов.