В своем исследовании Е. П. Новиков обратился к изучению и сопоставлению деятельности Яна Гуса и Мартина Лютера. В первой части книги описываются жизненный путь обоих реформаторов. Вторая часть исследования посвящена анализу их идей, и показывается, насколько они соответствовали своему времени и насколько они были поддержаны современниками. Для более глубокого понимания этого вопроса, Новиков описывает религиозные настроения накануне распространения идей Гуса и Лютера.
Повествование начинается с раннего Средневековья, когда на территории Священной Римской империи происходит укрепление влияния епископата не только с религиозной, но и социально-политической точки зрения. Заканчивается анализ предпосылок XV столетием. Отдельное внимание в этой связи было уделено собору в Констанце. Также автор разбирает состоявшуюся дискуссию о перенесении, благодаря поддержке папы, императорского титула с «греков» на «немцев». Данная позиция критиковалась Лютером.
Во второй части исследователь обращается к отношению Гуса и Лютера к народу. Именно принадлежностью к разным, по Новикову, «народностям» и проявляется различие двух реформаторов, несмотря на то, что во многих вопросах они оба стояли на схожих позициях. Кроме того, в работе рассматривается влияние религиозных идей Уиклифа на Гуса. Однако Новиков не склонен его преувеличивать, делая акцент на влиянии православия.
Новиков указывал, что знакомство с идеями Гуса и его последователей в Священной Римской империи обнаружилось уже в XV в., не только в университетской среде – в Рейнской области были крупные общины таборитов. Новиков описал сложное отношение Лютера к Яну Гусу: с одной стороны, он пытался от него дистанцироваться, как например, во время диспута с Экком в 1519 г., чтобы не быть обвиненным в ереси, но с другой – в отношении к папской власти у них были общие положения.