Этот сборник содержит переиздания малых сочинений Н. М. Никольского. Он открывается речью «Религия как предмет науки», произнесенной 30 октября 1922 г. в торжественном собрании БелГУ. Здесь Никольский выступает за освобождение научного изучения религии от пут богословского взгляда на нее и от духовной цензуры. Основную опасность для молодой университетской дисциплины он видит в том, что исследователи могут примешивать к ней взгляды, унаследованные от прежних богословских подходов, отправной точкой для которых является признание реальности сверхчувственного мира. По мнению Никольского, даже если богослов применяет те или иные, иногда прямо научные методы и доводы, его интерес остается тем не менее апологетическим и догматическим: он пользуется научными доводами «не для открытия еще не раскрытой истины, а для доказательства уже имеющейся в наличии истины». Подлинно научное изучение религии, полагает Никольский, содержится в материалистическом подходе к ее исследованию.
Остальные работы, вошедшие в сборник, посвящены, в широком смысле слова, истории христианства. «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» -- первая в марксистской историографии попытка дать обзор раннехристианской эсхатологии.