Статья «Миф о Елене Прекрасной» была написана В. И. Недельским в 1934 году для коллективного труда по истории религий под ред. В. Г. Богораза. В. И. Недельский, безусловно, испытал влияние западноевропейской рационалистической историографии, включая представителей мифологической школы, указывающей на параллели и связь христианства с сотериологическими культами эллинистического мира, а также с гностицизмом. Недельский рассматривает развитие мифа о Елене стадиально, в зависимости от развития общества. Так, он обнаруживает в мотиве похищения Елены и ее освобождения религиозно-мифологическое отражение брачных обычаев позднего родового строя. Вполне в духе мифологической школы он отмечает, что позже Елена приобрела значение богини солнца, видя подтверждение этой идеи в том, что Стесихор утверждал, что Елена и Ахиллес после смерти вступили в брак на острове Скирос. По мнению Недельского, эта версия ценна тем, что подчеркивает значение Елены и Ахиллеса как солнечных божеств, сохраняя мотив воскресения солнечного бога, умершего из-за своей любви к богине солнца. При этом он указывает, что Еврипид окончательно оформил и укрепил Стесихоровскую легенду в своей трагедии «Елена». В период кризиса рабовладельческого общества, то есть в период возникновения новых религиозных движений, по мнению Недельского, миф о Елене Прекрасной сделался подходящим выражением для мистических чаяний ранних гностиков. В дальнейшей своей истории Елена превратилась в поздних гностических системах в Софию Пруникос; в системе гностика Валентина она олицетворяет собой падшее духовное начало мира, творящее материю.
Статья была обнаружена в Фонде В. Г. Богораза в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН и опубликована в 2018 г.