Минаев И.П. ставит вопрос и о необходимости поиска достоверных источников о жизни Будды, так как за неправдоподобными легендами невозможно рассмотреть историческую фигуру. Автор предлагает очистить источники от «фантастического» слоя, составив образ реального индийского подвижника и аскета. Интерпретация легенд поэтому должна начинаться с исторического анализа и критики источников.
Рассмотрение учения буддизма после смерти учителя требует изучения соборов «святителей и аскетов» и дробления буддизма на течения и секты. Автор рассматривает возможные причины исторического искажения источников. Он отмечает, что в сказаниях о соборах лежат исторические события, которые были переработаны в рамках поздней буддистской догматики, соответственно, нет никаких оснований полагать существование в те времена палийского канона, как бы этого не хотели поздние источники. По его мнению, история канона может быть воссоздана через изучение памятников буддистских сект, при этом, рассматривая датировку канона, необходимо дистанцироваться от убеждения его безусловной древности.