Книга Я. А. Ленцмана может служить примером нового этапа в изучении раннего христианства в СССР, который начался после Постановления ЦК КПСС 1954 г. о недостатках в научной-атеистической работе. Следствием этих административных решений стала относительно бόльшая, в сравнении с предшествующим периодом, свобода в фактологическом изучении религиозных феноменов прошлого и настоящего. Книга Я. А. Ленцмана охватывает первые два века н.э. Она открывается обширным источниковедческим и историографическим введением, за которым следует очерк истории раннехристианской церкви во II в., разделенный, сообразно членению материала, на два примерно равных периода: первый охватывает время до Юстина, второй – до рубежа II-III в. Я. А.Ленцман демонстрирует знакомство с литературой, которую прежде него писавшие советские авторы не использовали.
В целом, следует сказать, что помимо историографического значения книга продолжает иметь самостоятельную ценность: с поправкой на характерную для советской литературы фразеологию. Следует сказать, что наблюдения автора сохраняют свое значение даже с учетом накопившегося за истекшие с момента написания книги материала.