Работа представляет собой пересказ алтайских космогонических, антропогонических, эсхатологических мифов, а также мифов о номинации животных, о происхождении языка, о потопе и др. Наблюдения о мифологических и космогонических представлениях тюрков Алтая были собраны С.В. Ландышевым в середине XIX в. с помощью переводчика М.В. Чевалкова, который также сотрудничал с В. Радловым, В.Вербицким и др. Чевалков до принятия христианства участвовал в камланиях, знал алтайский эпос, поскольку служил «в качестве певца и прислужника при исполнении языческих обрядов». Легенды и мифы, рассказанные Чевалковым и составили основу этой работы. Также в нее были включены предания, сообщенные Ландышеву Ефимом Кортой (ум.1880), значительная часть жизни которого прошла у китайской границы, и поэтому его религиозные представления носили синкретический характер (содержали элементы буддизма).
Логика повествования Ландышева выстроена по аналогии с библейскими сюжетами: сперва идет рассказ о сотворении одним из главных богов алтайского шаманистского пантеона Ульгенем мира (от библейского его отличает рассказ о множестве сотворенных миров), затем сотворение человека из камыша и глины. Рассказывается о том, что бог вдохнул ему душу и ум. Ульгенем были созданы и богатыри. Ульгень дал людям огонь, а его слуга Яр Чечень дал названия животным, и показал человеку смерть. Пересказывая фрагменты алтайского эпоса, Ландышев приводит мифы о владыке подземного царства Эрлике. Одно из центральных мест в этой мифологической системе занимает миф о потопе, после которого и возник современный мир. После потопа Эрлик научил людей камланию, так появились шаманы. И после потопа возникло разнообразие языков. Завершает сочинение Ландышева рассказ о конце света и о спасении тех, кто останется верным Ульгеню.