В статье Крейновича описаны ритуалы и верования нивхов (устар. гиляков), связанные с жизненным циклом человека: от зачатия до смерти (естественной смерти). Эти материалы были им собраны во время экспедиций на о. Сахалин в 1926—1928 гг. Скрупулезное описание представлений, связанных с каждым этапом в жизни или смерти человека, позволяет современным исследователям создать целостную картину антропологических представлений нивхов.
В данной работе Крейнович описывает сложные представления нивхов о душе (перемещения душ, вера в существование внешней души и парциальной души, живущей в глазу).
Зачатие ребенка описывается как сложный процесс, в котором физиологические причины зачатия не менее значимы, чем духовные, поскольку души детей приходят из природных локусов: из леса, из моря и с гор. Детально описываются запреты, налагаемые не только на будущую мать, но и на ее мужа, с целью обеспечения благоприятного исхода родов (запрет на определенные виды работ, в результате которых созданная беременной вещь будет отдана из дома; запрет на завязывание узлов и удушение веревкой животных, чтобы ребенок не был «завязан» пуповиной; пищевые запреты, в некоторых из которых имеются следы тотемических верований и проч.). Подробно описываются обычаи, связанные с родами (ритуальные действия, облегчающие процесс родов и проч.). Много внимания в рассказе о младенческом периоде уделено апотропеической магии. Тщательно описывает автор и танатологические представления и ритуалы, отдельно рассматривая ритуалы и представления, связанные со смертью ребенка и взрослого человека.