Автор полагает, что У. Джемс (Джеймс) в своей монументальной работе «Многообразие религиозного опыта» проявил себя как религиозный мыслитель. По мнению Джемса, религиозное чувство не может быть объяснено аналогиями с другими психологическими опытами, т.к. не существует обособленного религиозного опыта – это всегда совокупность различных чувств по отношении к тому, что человек «считает божеством».
Важной заслугой Джемса автор считает то, что благодаря своему прагматическому методу он не впадает в «медицинский материализм» и не отвергает подлинность религиозных переживаний.. По мнению американского психолога, даже самые ярчайшие озарения которые мыслятся человеком как е чудо, стоит рассматривать как натуральное явление сублиминального сознания. Тайна обращения кроется не в самом психологическом процессе, а в особом духовном состоянии – «святости». Именно «святые» приносят в мир творческую социальную силу и добродетель, что свидетельствует о прагматичной ценности святости. Таким образом, считает Котляревский, Джемс признает реальность религиозных переживаний и видит в них потенциал для развития нравственных этических норм и терпимости.