Книга представляет собой монографическое исследование, отражающее стремление советской гуманитарной науки того времени связать эволюцию религиозных верований с марксистским учением о развитии производительных сил и осмыслить ее в категориях «базиса» и «надстройки». В центре внимания автора – вопрос о социальной природе такого направления в протестантизме, как кальвинизм. Задача книги показать, что эпохе раннего капитализма соответствовала определенная идеологическая надстройка над экономическим базисом.
В эпоху возникновения капитализма эта идеология в значительной мере сводилась к религии. Тем самым автор сразу обозначал отличие своей позиции от взглядов тех немецких историков – его старших современников М. Вебера и В. Зомбарта, - которые разрабатывали теорию обусловленности хозяйственной деятельности человека религиозными факторами. По словам самого Ф.Д. Капелюша, он предпринял попытку перевернуть их «ультра-идеалистическую установку наизнанку» и выявить в ней «реальное ядро».
Развивая сформулированные Ф.Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и исход классической философии» идеи, Капелюш писал, что лютеранская Реформация «остановилась на полдороге и свернула направо, стала служить интересам абсолютной монархии, а кальвинизм стал знаменем республиканцев и транскрипцией интересов буржуазии того времени, что соответствовало экономическому упадку Германии и поразительному экономическому возвышению и расцвету Голландии и Англии». По его мнению, история самых передовых в экономическом и политическом отношении стран того времени убеждает, что кальвинизм был тесно связан с эпохой раннего капитализма, служил ему «социальной и политической подоплекой», был его «лозунгом» и в полной мере соответствовал духу буржуазной революции. Он отмечал, что идеология кальвинизма находилась в зависимости от развития экономики и эволюционировала в соответствии с последней. «Перевернув наизнанку» веберовскую теорию мирского аскетизма, Капелюш находил объяснение аскетическим тенденциям в экономике первоначального накопления и расширенного производства. При этом, исследователь писал, что нельзя недооценивать и обратное воздействие религиозной идеологии на экономический базис, которое марксизмом не отрицается.