Работа О. А. Добиаш-Рождественской посвящена различным аспектам крестоносного движения в средневековой Европе в XI – XIII вв. Исследовательница выдвинула идею, что это религиозное движение было обусловлено не только исключительно экономическим стремлением расширить рынки на Ближнем Востоке, но и религиозными устремлениями.. Крестовые походы, по ее мнению, в большей степени были вызваны именно религиозными факторами. Она подчеркнула, что утрата Иерусалима именно в религиозном смысле рассматривалась как катастрофа, в то время как, с точки зрения экономической, данное событие не имело серьезных последствий, поскольку вскоре торговля вновь возобновилась, а купеческие кварталы христиан практически не пострадали, что дополнительно позволяло достаточно быстро восстановить торговые маршруты.
Исследовательница обратила внимание и на важный аспект взаимодействия мусульманской и христианской культур, что привело к их некоторому сближению, в том числе благодаря изучению античного наследия европейцами через посредство арабских рукописей. В качестве примера был приведен Фридрих II Гогенштауфен, который не поддерживал непримиримую позицию Григория IX, что, по мнению О.А.Добиаш-Рождестенской, могло быть связано с тем, что в его обучении принимали участие сицилийские арабы. Она отметила, что закат крестоносного движения связан с изменениями, как христианской Европе, так и мусульманском мире. Этому способствовало, по ее мнению, обесценивание понятие «крестовый поход», который употреблялся не только в отношении непосредственно походов на Ближний Восток против мусульман, но и в Балтийские земли, и против еретиков.