В речи, произнесенной на торжественном собрании Московского университета профессорами Десницкий представил краткий обзор религиозных верований, связанных с почитанием священных предметов, то есть фетишей, существовавших у разных народов. Вдохновляясь идеями европейских просветителей, и прежде всего, Юма («Естественная история религии», 1757), он сравнивал языческие представления о священных вещах с христианскими и показал их тождественность: у римлян-язычников считались священными храмы и алтари (жертвенники), точно также как и у христиан. Следуя точке зрения Юма о том, что до многобожия существовало поклонение предметам, затем поклонение растениям, птицам и животным, из которого возник политеизм, а затем и почитание единого бога, точно также как и Юм, Десницкий пришел к выводу, что принципиальных различий между верованиями древних народов не было, так как происхождение религия связано с природой человека.