Греков начинает с того, что истоки русской культуры видит в естественной эволюции самого славянского народа, сложившегося путем скрещивания разных племен, среди которых особая роль принадлежит скифам. Кроме того, славяне были заметны с VIII века, как ведущие торговлю с ближайшими народами. Среднее Поднепровье оказалось регионом, восприимчивым к Римской культуре, и здесь уже в VI-VIII укреплялись связи с Востоком. Далее, анализируя памятники Поднепровской художественной культуры, Греков делает предположения о её распространении и своеобразии. Опираясь на археологические свидетельства, он отстаивает точку зрения о том, что в дорюриковский период в различных частях Руси уже имелись крупные торговые и ремесленные центры.
Религиозность славян, по Грекову, менялась с течением времени: если первоначально народ поклонялся упырям и берегиням, потом появляются фигуры Рода и Роженицы, наконец, приводящие к культу Перуна и дальнейшей его трансформации под влиянием потребностей в объединении страны. Принятие христианства, как полагает автор, было закономерным и подготавливалось всей историей восточного славянства. Византийское христианство Греков именует более «терпимым», чем католичество, что привело к формированию национальной церкви и «обрусению» религии. При этом в народе христианизация шла медленно, что выразилось в формировании особой, синкретической религии. Автор критикует понятие «двоеверия», подчеркивая, что религия была одна. Далее он приводит многочисленные примеры того, как трансформировалась византийская культура в Киевской Руси, дав начало самостоятельной русской культуре.
В завершающем разделе работы «Отношение русского народа к своему историческому прошлому» Греков подчеркивает важность анализа дописьменного периода истории русского народа через сведения, которые имеются о сказителях и фольклорных материалах. Он призывает взглянуть на «Повесть временных лет» как на незаслуженно раскритикованный источник по истории русского народа в его величии. Автор подчеркивает, что во время написания летописи велась борьба за каждый факт, и не смотря на возможные переработки она всё еще является одним из редких свидетельств истории Руси.