Эта книга представляет собой посмертно изданную рукопись, чем и объясняется специфика ее построения. Взгляд автора на миф характеризуется особым типом мышления, которое Голосовкер называет «имагинативным» или имагинативной гносеологией. Такой тип мышления, построенный на воображении, отличается от обычной, аристотелевской логики, тем, что в нем соединено познание логическое и познание творческое. Соответственно, в мифе обе сферы мышления соединены в неразрывном сплаве. Гносеологическая модель мифа исследуется через анализ его структуры в трех сферах: фабулы, образа и смысла, соответственно обозначаемых как историческая, динамическая и диалектическая.
Мысль Я. Э. Голосовкера выходит далеко за пределы заявленного круга источников (т.е., древнегреческой мифологии) и постоянно обращается к более широким сюжетам истории европейской культуры Нового времени. В целом книга близка кругу подходов к изучению мифологии и литературы, которыми характеризуются исследования А. Ф. Лосева и О. М. Фрейденберг и в целом, к общемировому теоретическому и методологическому климату 1920-30-х гг.