Вышедшая в 1911 году статья Н. В. Брюлловой-Шаскольской «О религиозных алфавитах» содержит в себе данные об античной эпиграфике, а точнее, алфавитах, обнаруженных в разных формах на различных предметах: вазах, мраморных и каменных досках, черепках, папирусах, а также на стенах зданий. В современной автору науке существовало всего несколько исследований на немецком языке, проясняющих религиозную природу этих алфавитов. В этой небольшой статье Н. В. Брюллова-Шаскольская предприняла попытку прояснить некоторые неисследованные вопросы, связанные с эпиграфическими находками, выявить характерные черты религиозных алфавитов, предложив метод их классификации.
В статье описаны некоторые из найденных римских алфавитов и разделены автором на три типа: 1) связанные с определенными божественными силами (например, с культом Юпитера Долихена); 2) назначение которых неопределенно, но скорее всего, имеет религиозный характер; 3) имеющие магическое назначение. Классифицируя их таким образом, исследовательница замечает, что для ученых, занимающихся данным вопросом, характерно отвержение магического назначения алфавитов, выцарапанных на различных предметах или стенах, и «презрительно» называемых «Kritzeleien» – «каракули». Значение подобных надписей она определяет, как нашедшее в них отражение убеждение в волшебстве и сверхъестественной силе.
В основе исследовательского подхода Брюлловой-Шаскольской лежит разделение религии и магии, что в определенных случаях, может способствовать установлению назначения тех или иных надписей. Небрежное нанесение алфавитов на различные бытовые предметы только подчеркивает не государственный характер религии, а существование частной веры, тесно граничащей с магическими представлениями, в то время как надписи, искусно вырезанные на камне рукой жреца или каменотеса, отражают религиозную цель, но не магическую.
Таким образом, исследование вводит в область изучения античной религии ряд вопросов, решение которых возможно при подробном сравнительном анализе археологических находок.