трехтомный труд историка и собирателя фольклора Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871). Работа над ним продолжалась в течение 17 лет. В настоящее время «Поэтические воззрения…» считаются главным произведением автора, а также виднейшим памятником применения мифологической теории в русской фольклористике.
В подзаголовке обнаруживается идея всего исследования: «Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов». Первый том, вышедший в 1865 году, состоит из пятнадцати глав. В первой главе «Происхождение мифа, метод и средства его изучения» А.Н. Афанасьев объясняет миф и его формирование через развитие языка. По мнению автора, чем древнее рассматриваемая эпоха, тем большим богатством обладает язык. Отмечается, что еще до исторического формирования народа язык складывается в совершенном виде, после чего приходит к упадку. Первоначальные значения слов забываются, что дает повод к рождению «баснословных представлений». Автор утверждает, что большинство мифических воззрений возникло благодаря наблюдениям за природой: каждое явление требует создания своего «мифического лица». Со временем мифы отделились от своих природных основ и стали восприниматься независимо. По Афанасьеву, ключ к пониманию мифических сказаний кроется в истории языка, в восстановлении «первозданного слова», связанного с явлением природы. На протяжении всех последующих глав автор пытается восстановить значение различных мифологических сюжетов на материале памятников народного творчества (например, представления о свете и тьме, небе и земле, солнце и т.д.). В послесловии к первому тому А.Н. Афанасьев указывает западных исследователей, оказавших на него влияние: Макс Мюллер, Кун, Маннгардт, Шварц, Пикте.
Второй том, опубликованный в 1868 году, содержит шесть глав (с XV по XXI), в которых автор продолжает анализировать представления славян об огне, воде, древе жизни и лесных духах, облачных скалах и т.д. Например, Афанасьев проводит обширные сравнения между славянскими, индийскими, скандинавскими, греческими и другими мифами, чтобы доказать всеобщность представления о небесном происхождении огня. Автор отмечает важную роль богов-громовержцев в пантеоне многих народов и связывает обычай креститься на свечу с выражением почтения богу огня. А.Н. Афанасьев находит множество подобных параллелей в обычаях и языке. Последний, третий том, вышедший в 1869 году, содержит еще семь глав (XXII-XXVIII), посвященных нечистой силе, душам усопших, небесным девам, ведьмам, народным праздникам и пр.
Фундаментальная работа А.Н Афанасьева активно обсуждалась современниками. Хотя большинство выводов и объяснений автора устарели, это не отменяет исторической значимости работы. Советский и российский историк Л.С. Клейн отмечает, что работы мифологической школы, основным представителем которой был Афанасьев, оказали большое влияние на существующую сегодня теорию «основного мифа»[1], разработанную В.В. Ивановым и В.Н. Топоровым.
[1] Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 58