В этой работе из серии «Литературные памятники» В.П Адрианова-Перетц впервые ввела в научный дискурс термин «русская демократическая сатира». В статье «У истоков русской сатиры», предваряющей комментарии к текстам, А.-П. в соответствии с идеологическими требованиями эпохи связывает воедино русскую демократическую критику и художественную литературу XIX столетия с произведениями русской литературы XVII в., подобный подход был неизбежен на излете сталинской эпохи. Но он не столь искусственен как это может показаться, поскольку многие из опубликованных текстов отразили русские культурные реалии, которые не исчезли и в XX-XXI вв. (достаточно сравнить «Службу кабаку» и роман «Москва-Петушки»). В статье и в комментариях к публикуемым текстам А.-П. акцентировала внимание на антиклерикальном характере многих публикуемых текстов («Сказание о попе Саве», «Повесть о Шемякиной суде», «Служба кабаку» и др.).
После появления работ Д.С. Лихачева и А.М. Панченко, посвященных «смеховой культуре», термин ««русская демократическая сатира» практически исчез из научного оборота, вытесненный идеологически нейтральным терминов «смеховая культура»,что не всегда оправдано. Сведение такого сложного явления как антиклерикализм исключительно к «карнавальности» и смеховой культуре представляется попыткой упростить сложные отношения как между клириками и мирянами, так и внутри самой церковной корпорации.
Литературные памятники, опубликованные исследовательницей в этом издании, были достаточно разнородными, но их объединяла сатирическая направленность. В данной работе впервые эти произведения рассматриваются как цельное явление, как значимый пласт отечественной культуры. Кроме того, эти произведения также вводят читателя в повседневный мир человека XVII столетия, отражая не идеализированную повседневность, как например в «Домострое», а реальную жизнь. В.П. Адрианова-Перетц отмечала: «Сатира XVII в. не имеет дела с событиями исключительными, не рисует необыкновенных героев и происшествий: она входит в повседневную жизнь своего читателя и рисует ее так, что заставляет этого читателя задуматься над несправедливостью, обманом, лицемерием и продажностью властей, фальшью церковной проповеди и т. д., побуждает его приглядеться к виновникам своей незадачливой жизни» (с. 166).