Жузе Пантелеймон Крестович (1870–1942) – урожденный Бандали ибн Салиба ал-Джаузи, родился в православной сиро-арабской семье в Иерусалиме. Первоначальное образование Жузе получил в двух греческих монастырях (в Ливане и в Палестине). В 80-е годы XIX века он учился в Назаретской семинарии, открытой Императорским Православным Палестинским обществом, и за отличную учебу был направлен в Россию, где обучался сначала в Вифанской семинарии (с 1889 по 1892 гг.), затем в Московской (с 1892 по 1895 гг.) и Казанской ( с 1895 по 1896 гг.) духовных академиях. Важную роль в дальнейшей судьбе ученого сыграл востоковед и миссионер, преподаватель Казанской духовной академии М.А. Машанов. Именно он ходатайствовал о том, чтобы принять Жузе на кафедру арабского языка, истории и обличения мухаммеданства. В 1896 г. Жузе начал преподавать в Казанской духовной академии арабский язык, а с 1899 г. – еще и французский.

В 1897 г. для работы над своей магистерской диссертацией Жузе совершил научную командировку в Египет. В Каире он смог поработать с рядом арабских рукописей, которые существенным образом расширили его знания о мутазилитах. Подготовленное им диссертационное исследование под названием «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама» было высоко оценено М.А. Машановым и позволило Жузе в 1899 г. получить степень магистра богословских наук. В своем сочинении Пантелеймон Крестович обосновывал причины зарождения мутазилизма, рассматривал основные этапы его истории, указывал на его влияние на другие философские течения на Ближнем Востоке и подчеркивал важность его изучения. Долгое время его работа оставалась единственным трудом в отечественном востоковедении, посвященном мутазилитам. Однако далеко не все приняли труд П.К. Жузе положительно. Так, профессор Казанской духовной академии Е.А. Малов критиковал работу за отсутствие в ней полемики с исламом. Жузе считал, что победа над исламом может быть достигнута путем распространения среди мусульман просвещения, основанного на христианских началах, а не путем убеждения мусульман в превосходстве христианства. Отношение Жузе к противомусульманской полемике и недостаточный полемический характер его работ не позволили ему продолжить работу в Казанской духовной академии. В 1916 г. Жузе был приглашен в Казанский университет для чтения лекций по мусульманскому праву. Он специализировался на истории мусульманского права, обычном праве мусульманских народов, современном мусульманском праве, истории мусульманского халифата.

О научных интересах П.К. Жузе также говорит его сочинение «Положение христиан в мусульманских государствах», опубликованное в журнале «Православный собеседник». В этой работе, а точнее изначально лекции, прочитанной в Казани, рассматривается плачевная участь христиан Ближнего Востока под властью Османской Турции. Жузе приводит различные исторические рассказы и анекдоты, иллюстрирующие рабское положение восточных христиан и их нелегкую долю, облегчить которую в состоянии только Российской государство с его миссией освобождения христиан из-под турецкого ига. Ученый опубликовал свыше 30 работ о христианском Востоке.

В начале 1920-х годов П.К. Жузе был приглашен в Бакинский университет, сыграв существенную роль в становлении востоковедения в Баку. Жузе был первым деканом Восточного факультета Бакинского университета (переименованного в 1922 г. в Азербайджанский университет) и оставался им до 1926 г. В бакинский период Жузе совершил несколько поездок на Ближний Восток. Однако в это время он отошел от изучения ислама и христианства, посвятив себя истории Азербайджана и Закавказья в Средние века. Большое значение ученый уделял сочинениям средневековых арабских историков, видя в них важнейший источник по истории Кавказа и Закавказья.