Виппер Роберт Юрьевич (1859–1954) – историк, религиовед. Член Академии Наук СССР с 27 сентября 1943 г. В 1880 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. Его учителями были В. И. Герье и В. О. Ключевский. В 1894 г. защитил диссертацию на тему «Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма». Был назначен на кафедру всеобщей истории в Новороссийском университете в Одессе. С 1897 по 1922 г. преподавал в Московском университете. С 1910 г. – действительный статский советник. Эмигрировал в Латвию, где в 1924 – 1941 гг. преподавал в Латвийском университете в Риге. В 1941 г. Виппер стал профессором Московского института философии, литературы и истории, в 1941—1950 гг. работал в МГУ (в 1941 – 1943 гг. также преподавал в Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте). В ранних работах основное внимание уделял Реформации. Он отмечал существование «легендарных» представлений о Кальвине и Женеве, автор диссертационного исследования не ставил цель непосредственно развенчивать мифы. Однако, поскольку взаимоотношения церкви и государства в Женеве XVI в. были основной проблемой исследования, автор затронул сложившиеся при Кальвине порядки. Позже Виппер активно разрабатывал мифологическую теорию происхождения христианства, отвергал существование Иисуса Христа. Возникновение христианской литературы относил ко второй половине II века нашей эры. На основе анализа литературных приемов и стиля Виппер стремился показать в текстах противоречия, несообразности, а иногда даже интерполяции и фальсификации. Само название «христиане» возникло, по мнению Виппера, опиравшегося на латинскую форму этого слова, не ранее середины II в. Он отвергал традиционную схему возникновения христианства: вначале «чистое» первоначальное учение мудрого основателя, затем ряд отклонений от него, появление ересей гностиков, монтанистов и т. д. Дал развернутую характеристику многочисленных враждовавших между собою религиозных течений 130 – 140 гг. (гностиков, маркионитов, монтанистов и др.) и проследил, как специфические черты их учений обратились в элементы того свода, который известен под именем канонических книг Нового завета.