Шахнович Михаил Иосифович (1911–1992) – историк общественной мысли, фольклорист, историк религии.

Родился в Санкт-Петербурге. Окончил ИФЛИ ЛГУ (1932), аспирантуру АН СССР (1936). Ученик В.Я. Проппа, М.К. Азадовского, И.Г. Франк-Каменецкого, Н.М. Маторина. Один из основателей Музея истории религии АН СССР (1932). Старший научный сотрудник (1932–1941), зам. директора этого музея по научной части (1944–1960).

В 1946–1949 – преподаватель ЛГУ, читает курс «Всеобщая история религии и атеизма».  В 1949 г. был изгнан из ЛГУ по обвинению в космополитизме (из-за книги «От суеверий к науке», на которую появилась разгромная рецензия в центральной печати). В 1953 г. вернулся в ЛГУ.  1953–1960 гг. совмещает работу в музее с преподавательской деятельностью на философском факультете ЛГУ. Старший преподаватель (1960), доцент (1962), профессор философского факультета ЛГУ (1965–1991).

Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями.

За возрождение Музея истории религии АН СССР и восстановление Казанского собора после войны  награжден орденом «Знак почета» (1953).

Кандидат исторических и филологических наук – «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» (1937). Доктор философских наук – «Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах Ленина» (1963).

Подготовил более 120 кандидатов и докторов наук.

Автор более 250 научных трудов, демонстрирующих многосторонность его исследовательских интересов.

Он доказывал, что в пределах мифологического мировосприятия зарождаются рационалистические представления о мире; рассматривал возникновение философии как преодоление теокосмогоний;  видел зачатки философии в древневосточной «литературе премудрости». Ввел в научный оборот ряд рукописных памятников XVIII вв., отражающих историю вольнодумства в России; доказал, что паремиография является важным самостоятельным источником информации о культуре и истории; описал и классифицировал русские народные приметы, выявляя происхождение и специфические особенности колдовских примет.  Создал классификацию форм мистики, исследовал психопатологию мистицизма. Раскрыл философское содержание «зашифрованных» офортов Ф. Гойи (серии «Карпричос» и «Диспаратес»). Исследовал прошлое и настоящее иудаизма, уделяя особо внимание еврейскому вольнодумству.

Монография «Ленин и проблемы атеизма» – фундаментальное сочинение, анализирующее марксистскую теорию происхождения и сущности религии, проблемы взаимоотношения религии, философии, науки, отношение к православной церкви, сектантству, христианскому социализму и проч.  

Считал, что все человечество должно объединится на основе «нового мышления» для решения глобальных проблем современности, и рассматривал в этом аспекте проблемы модернизации идеи Бога в современной теологии и философии религии.